Сегодня объявили полный список претендентов на «Оскар» — у «Выжившего»
аж 12 номинаций. Антон Долин не верит своим глазам, но искренне желает
победы как минимум одному кандидату (и это не Леонардо Ди Каприо).
Может, это и логично, но все-таки не совсем прилично. Алехандро Гонсалес
Иньярриту совсем не Кубрик, не Скорсезе и не Спилберг — ни у одного из
которых, впрочем, таких случаев в биографии не было. Он одаренный
человек, отлично почувствовавший оскаровский формат и в него идеально
вписавшийся. Но помилуйте: получить год назад и «Золотой глобус», и
пачку «Оскаров» за «Бердмэна» как лучший фильм сезона, чтобы год спустя
отхватить те же премии за «Выжившего»? Виртуозность этого
псевдофилософского антивестерна очевидна всем, кроме слепцов, но ведь и
сконструированность бросается в глаза. Проект явно придуман продюсерами,
вся съемочная группа собиралась с премиальным умыслом, сценарий слабый
(он как раз киноакадемиками даже не был отмечен). За такое — рекордные в
этом году 12 номинаций! Неужто пришло время уподобиться фанатам
Леонардо Ди Каприо, уверенным в заговоре Киноакадемии против него, и
изобрести аналогичную конспирологическую теорию — о тайной организации,
обеспечивающей артисту заветный «Оскар»? Потому что сейчас Ди Каприо
близок к статуэтке, как никогда. Именно такие работы — неглубокие, но
эффектные, на преодоление среды и себя, — «Оскар» ценит превыше всего.
Правда, остаются еще способы унизить несгибаемого артиста. Например,
предпочесть ему прошлогоднего (еще одно дежавю) героя Эдди Редмейна за
роль первого транссексуала планеты в «Девушке из Дании». А Тому Харди,
сыгравшему в «Выжившем» злодея, премию, наоборот, дать.
За «Безумного Макса: Дорогу ярости» Харди номинацию, разумеется, не
получил, хотя сыграл там ничуть не хуже. Но ветерану экшена Джорджу
Миллеру обижаться глупо: впервые в истории его картина претендует на
«Оскара» в 10 категориях, оказавшись на втором месте после драмы
Иньярриту. И это, заметьте, чисто развлекательный жанровый фильм,
состоящий исключительно из бесконечной — гениально придуманной и снятой —
погони. Приятно попросту видеть «Безумного Макса» среди лучших картин
года. Пусть и не верится, что ей могут дать приз: скорее обойдутся
наградами за звук, спецэффекты и монтаж. Что тоже неплохо. Напротив, сэр
Ридли Скотт не попал даже в номинацию «Лучшая режиссура», хоть его
«Марсианин» и получил 7 упоминаний. А «Кэрол» Тодда Хейнса не добралась
до номинации «Лучший фильм», заслужив в общей сложности 6 номинаций.
Столько же их у «Шпионского моста» Стивена Спилберга и «В центре
внимания» Тома МакКарти, которым повезло чуть больше — они попали в
главную номинацию, пусть и без особых шансов на финальную победу. То же
самое можно сказать об «Игре на понижение», «Бруклине» и «Комнате».
С актерскими номинациями, если забыть об интриге с Ди Каприо (а как о
ней забудешь), ситуация выглядит довольно загадочно. Дженнифер Джейсон
Ли, Кейт Уинслет, Руни Мара (это роль второго плана)? Старомодный шик
дважды лауреатки Кейт Бланшетт в «Кэрол» или неженская напористость
Дженнифер Лоренс в «Джой»? И все-таки Марк Райлэнс, фантастически
сыгравший в «Шпионском мосте», или старый добрый Сильвестр Сталлоне в
ностальгическом «Криде»? Среди полнометражных документальных фильмов —
«Эми», «Взгляд тишины» и — вполне неожиданно — «Зима в огне» Евгения
Афинеевского, спродюсированная в США украинская документальная картина о
Майдане: по-школьному последовательная и внятная, то, что надо
«Оскару». Среди полнометражных мультфильмов — авангардная кукольная
«Аномализа» Чарли Кауфмана, очаровательный английский «Барашек Шон» и
японская элегия о призраках от студии «Гибли» «Когда Марни была здесь»,
но победить должна, конечно, «Головоломка» от Pixar. Ужасно хочется
надеяться, что она получит и премию в сценарной категории, куда, к
слову, не попали ни «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, ни
«Стив Джобс» Аарона Соркина. Во вполне разумно составленной номинации
«Лучший фильм на иностранном языке» может победить франко-турецкий
«Мустанг» или жесткая венгерская драма о холокосте «Сын Саула». Закончим
на искренне патриотической ноте. Единственный, за кого в этой
неразберихе хочется болеть по-настоящему, — это наш Константин Бронзит,
неординарный аниматор из Санкт-Петербурга, чья «Уборная история —
любовная история» уже удостаивалась номинации. Теперь он попал в список
короткометражных мультфильмов во второй раз, со своим самобытным опусом
«Мы не можем жить без космоса». Его не выдвигал Никита Михалков или Союз
кинематографистов РФ, он всего добился сам — и диск со своим фильмом в
Голливуд тоже посылал без посторонней помощи. Победа Бронзита была бы
честной и радостной для всех. Не можем опередить весь мир в космической
науке — давайте опередим хотя бы в нарисованном космосе.