Богатый, вероятно, вызывающий разногласия, основанный на антиутопическом мире с
ликвидированными эмоциями фильм. Наверняка вы задавали один или два раза
этот вопрос за ужином: "Какой фильм вам понравился из тех, что все
остальные ненавидят?" На рассмотрение жюри мы представляем случай фильма
«Равные».
Этот фильм вполне может не сработать, и для многих это уже и произошло. Но
то, что некоторым не понравилось в фильме «Равные», было именно тем, что
другие (в том числе и этот критик) ценят. Многие нашли его однообразным
с приглушенным тоном; он странный и минималистичный. Одни заявляют, что
его сценарий примитивен, но его нежная наивность - это одна из многих
сильных сторон фильма. «Равные» - фильм о том, каково это: научиться
испытывать эмоции, как в первый раз. Ощущение воды на коже,
прикосновение чьей-то руки и момент предвкушения перед поцелуем
рассматриваются в качестве основы. Для просмотра «Равных» стоит помнить,
что это значит - быть человеком.
Снятый режиссером Дрейком Доремусом («Как сумасшедший») по сценарию Натана
Паркера («Луна»), фильм не без недостатков. «Равные» представляет собой
антиутопию, что сильно напоминает «Дарителя» и «THX 1138»: в ближайшем
будущем чувства рассматриваются как болезнь, заблокированную ежедневным
рационом таблеток, известных как “ингибиторы”. Болезнь эмоциями
известна как “Включающий синдром” (да, это С. О. С. для краткости), и
те, кто начинают испытывать ее симптомы, направляются в центр
Дефективно-Эмоциональной невропатии, в котором они либо
восстанавливаются, либо уничтожаются.
Но кто конкретно применяет эти коды? В обществе, управляемом полицией
эмоций, Большой брат не наблюдает за всем так внимательно. Герои
противодействуют и передвигаются с относительной легкостью. И если есть
возможность отказаться от системы полностью всего лишь одной поездкой
на поезде, почему все просто не встанут и не уйдут?
Во всем миростроении «Равных» никогда не думается, что все заинтересованы в
соблюдении установленных правил, которые меняются чаще, чем цвета на
кольце настроения. Если фильм иногда не работает на логическом уровне,
это делает его настолько эффективным, насколько глубоко и красиво он
запечатляется на эмоциональном уровне. В этом смысле он напоминает
"Аватар", фильм, который мощно резонирует в момент до тех пор, пока вы
не оставили мысли о нём, чтобы подумать об этом позже. Но все сто минут
«Равных» я сидел с напряженным вниманием, наслаждаясь этими образами.
Визуально текстура фильма привлекательно однотонная. Кинематографист Джон
Гулесериан работал над предыдущими романтическими драмами Дореймуса
«Как сумасшедшие» и «Вздох» и его подход здесь такой же интимный. Снято
медленно крупным планом. Каждая сцена «Равных» производит впечатление
изображённой на рассвете, актеры фильтруются через стальной голубой
цвет. Эта приглушенная палитра великолепно выражает эмоции. Когда
Сайлас (Николас Холт), у которого был диагностирован синдром СОС,
впервые сталкивается с Ниа (Кристен Стюарт), он распознает родственную
душу. Известная как “сталь”, она как сжатый кулак — со способностью
чувствовать, но пытающийся удержать все это внутри.
Игра Стюарт имеет особо важное значение. Она никогда не была чрезмерно
выразительной актрисой, и в таких фильмах, как "Сумерки" и "Белоснежка и
охотник" часто чувствовалось, как будто она что-то скрывает. В фильме
она одета в белый костюм в стиле Дэвида Брина, с дерзкими, зачесанными
назад волосами. «Равные» грамотно высвечивает ее сильные стороны. Стюарт
прекрасно модулирует бурлящую репрессию своего персонажа, который
всегда на грани кипения. Это молодая женщина в состоянии войны со своим
собственным телом. “Мы вылечили рак,” - объясняет мужчина с
превосходством. “Мы вылечили простуду. Мы можем вылечить С. О. С.” Но
остается вопрос: "Вылечится от своих эмоций - то ли это, что Ниа
хочет?"
Сценарий Паркера отлично подчеркивает это витающее напряжение. Первый раз, когда
они занимаются сексом, Сайлас сравнивает это со стихийным бедствием.
“Это как маленький торнадо происходит вокруг”, - объясняет он. Ниа не
находит слов, чтобы описать то, что она чувствует. “Я просто хочу,
чтобы ты взял все”, - говорит она. “Я не знаю, что это такое. Я просто
хочу, чтобы ты принял это от меня”. Их обмен трактуется сердцем, как
граната с вытащенной чекой.
Как прошлогодний фильме «Кэрол», «Равные» рассказывает про разоблачительную
силу взгляда и что происходит, когда этот грандиозный потенциал
реализуется. После посещения группы поддержки для людей, живущих с
синдромом СОС, один из членов, Бесс (Джеки Уивер сыграла эту небольшую
роль), дает Сайласу и Ниа выбор: бежать. Когда она впервые пришла со
своим недугом, Бесс встретила человека, который предложил взять ее с
собой до “полуострова” - мифического места, где люди свободны для того,
чтобы начать новую жизнь. Однако она предполагает, что мужчину убили во
время его пути. В «Равных» любовь - это жизнь или смертельное положение.
Конечный пункт назначения фильма может быть знаком, особенно если вы когда-либо
видели пьесу Шекспира, но это не в ущерб фильму. «Равные» состоят из
маленьких, чувственных моментов, которые образовывают кульминацию,
которая чувствуется одновременно универсально мучительно и
сильнодействующе, как старая хитовая песня, слова которой вы уже знаете.
Результат может оказаться не каждому по вкусу, но некоторые зрители не
смогут выкинуть это из своей головы.
Автор: