В эпоху средневековья одежда служила не только для защиты человека от холода, выражая личное благосостояние. Она означала принадлежность к определенной группе и являлась частью общественной знаковой системы. Например, рыцарская культура использовала цветовую символику одежды, выражая через краски костюма и социальное положение человека, и язык его мыслей. На моду 14-15 веков оказывали влияние разные страны Европы. Так, например, нарядный итальянский костюм сменился величавыми испанскими робами. В начале 16 века французы начали создавать свои фасоны одежды, и появился термин "французская мода".Светский человек эпохи 16 века имел не менее тридцати костюмов - на каждый день месяца. Богатые люди могли позволить себе носить одежду из дорогих тканей - бархата, парчи, шелка, сукна. Костюмы украшались драгоценной вышивкой. В мужской моде выделялись вышитые белые рубашки, верхние короткие широкие штаны со сборкой внизу, длинные чулки и короткие плащи, подбитые мехом. В женской одежде в начале 16 века был моден испанский конусообразный силуэт платья. Дамы стали носить нижнюю воронкообразную юбку из плотной жесткой ткани, в которую вшивались металлические обручи. С юбкой носили лиф на каркасе. Сверху на юбку и лиф надевали платье с рукавами, а на него еще одно верхнее платье. Нижнее белье состояло из рубашки, надеваемой под лиф. Во Франции королева Екатерина Медичи ввела в обиход женские панталоны, которые шили из дорогой ткани и богато украшали вышивкой. Обувь в начале 16 века была плоской и широкой, с тупыми носками, украшенными прорезями и вышивкой. Позже появились легкие туфли с разрезами, а каблук стал популярен только в конце 16 века. Это время обычно именуют "Елизаветинским периодом", по имени королевы Елизаветы I. С именем другой легендарной монархини той эпохи, Марии Стюарт, тоже связана одна из глав в истории мировой моды.
Юность королевы Шотландской прошла во Франции. Если судить по тем изображениям, которые донесли до нас облик Марии в ту пору, королева следовала последним веяниям французской моды. На большинстве портретов она изображена в закрытых платьях, иногда с прической, украшенной драгоценной перевязью, сделанной из нитей крупного жемчуга - подарок Екатерины Медичи. На некоторых портретах Мария запечатлена в "барете" - круглом головном уборе, который имел маленький бортик с полями и украшался перьями ("барет" носили и мужчины, и женщины).
Мария Стюарт, королева Шотландская Поздняя реконструкция прижизненного портрета, написанного во время английского заключения королевы. Автор неизвестен. На других изображениях королевы можно заметить, что волосы ее убраны под золотую сетку, украшенную драгоценными камнями – деталь костюма, ставшая актуальной тоже только в 50-х годах 16 столетия.
Портрет работы неизвестного художника, школа Клуэ. Франция, предположительно 1558 год.
Источник изображения: The Bridgeman Art Library. Известно, что юная Мария Стюарт любила облачаться в одежду ярких цветов - красного, синего, зеленого. Популярность чистых, сочных тонов костюма была следствием итальянской моды, "привезенной" во Францию Екатериной Медичи. В пору своего шотландского правления Мария Стюарт блистала в платьях изысканного золотого оттенка, который выгодно подчеркивал природную красоту королевы - светлый оттенок кожи и каштановый цвет волос.
Детали одежды Марии Стюарт - платье, головной убор, обувь. Реконструкция. Экспозиция замка Стирлинг, Шотландия.Часть известных картин периода 1560 года являет нам образ Марии Стюарт, облаченной в траур по умершему мужу. Королева изображена на этих портретах не в черном, а в белом наряде. Во Франции только особы царственной крови имели привилегию использовать в знак утраты именно этот цвет.
Портрет работы неизвестного художника, школа Клуэ. Франция, 1560 год.Разглядывая образ Марии, нужно обратить внимание на ее характерный головной убор, - женский чепец. Эта деталь костюма была связана с системой средневековых знаков семейного положения женщины: чепец носили замужние дамы. Используя его в траурном облачении, королева подчеркивала, что была замужем и утратила своего супруга. Выбранный Марией фасон чепца имел характерные черты - мысок, опускавшийся на лоб, и дормез, открывавший волосы надо лбом, но закрывавший уши. Именно эта модель головного убора стала известна в истории как "чепец Марии Стюарт". Королева ввела в моду его использование, добавив к известной форме роскошные детали - длинную вуаль и кружево.
Миниатюра работы Николаса Хиллиарда. Англия, 1578 год.Возникновение кружева относится к глубокой древности, но расцвет популярности этой ткани связан с костюмом 16 века. Именно тогда Европу охватило повсеместное увлечение кружевом. В Италии конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно этот узор усложнился различными фигурами. Итальянские мастерицы создавали цветные, золотые и серебряные кружева. Фландрия была знаменита кружевами не менее чем Италия. Здесь из тонкого влажного льна изготавливали плетеные гипюры с богатым растительным орнаментом. Но лен был далеко не единственным материалом, - для плетения кружев использовались бумажные, шерстяные, шелковые, металлические нити. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек, шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносился на пергамент, затем кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку и шила орнамент.
В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт. Королева любила рукоделие, умела вышивать и сама сочиняла различные узоры: образы птиц, животных, растений.
На многих портретах Мария изображена в платье с пышным кружевным воротником. Ее знаменитый чепчик тоже украшает кружево.
Детально известен тот наряд, который королева избрала для последних мгновений своей жизни: платье шоколадного бархата, благородную строгость которого оттенила белая пена тонких кружев. Именно этот образ Марии Стюарт отразился во множестве посмертных ее портретов, во множестве картин художников последовавших эпох: тонкая женщина в темном одеянии гордо шествует на эшафот, оставляя за собой печальное и прозрачное облако белой вуали…
Роберт Хердман (Robert Herdman) «Казнь Марии, королевы Шотландской», 1867г.
Philipe Jacques van Bree.«Mary Stuart at the moment of leaving for her execution, 8th february 1587».
Мария Стюарт направляется на казнь, 8 февраля 1587 года.
источник - http://www.liveinternet.ru/users/iskuzi/post174537413