Андерс Даниелсен Лье говорит о «Персональном покупателе» и Кристен Стюарт.
Серьезно? Вас ничто не удивляет?
Нет, совсем нет. Для меня это было продолжением «Зильс-Марии». Разновидность того, о чем я подумал после прочтения сценария. Как на пресс-конференции сказала Кристен Стюарт: это о ком-то с огромным личностным кризисом. Но в этом есть также намного большее. Это – еще и интересное исследование подавляемой сексуальности, изоляции и того, как подобное вызывает личностный кризис. Сколько вашей личности коренится в сексуальности? Это – кое-что из того, что мне очень понравилось в сценарии. Персонаж Кристен находит сексуальное удовольствие в примерке дизайнерской одежды своего босса…
Нечто «запрещенное», как было упомянуто в фильме.
Да, точно. Это – очень грязное кино в лучшем значении слова. Как по мне, картина весьма типична для стиля Оливье. Я был очень доволен конечным результатом. Сцена, в которой я участвовал с Кристен, соответствовала моим ожиданиям. Не думаю, что они изменили что-либо при монтаже.
Это еще и основная сцена. Она – катализатор для одного из крупных сверхъестественных моментов фильма.
Так и есть. Существует много способов ее интерпретировать. Я хотел провести сцену достаточно суховато. По-моему, она помогает персонажу Кристен выбраться наружу из собственной головы и повторно воссоединиться с миром. У нас ушло почти два дня на съемки той сцены и множество дублей, подбираясь к ней с разных сторон. Считаю, что существовало несколько путей, которыми они, возможно, подошли к ее монтированию, и, по-моему, Оливье хотел иметь возможность двигаться в различных направлениях. Но я был очень доволен выбранными им дублями, потому что у них получилось то сухое качество, к которому я и стремился.
Итак, получилась импровизация?
Это было в высшей степени прописано в сценарии. В каждом дубле мы придерживались того, что было написано. Вероятно, существовали некоторые незначительные поправки, но точно не импровиз. Каждое мгновение в подобной сцене все еще оставляет пространство для нюансов и неопределенности. В игре Кристен я чувствовал возможность двигаться во множестве различных направлениях. То, что говорит ей мой персонаж, могло стать катализатором для разноплановых эмоциональных реакций. По-моему, это довольно важно для актера: не стремиться к идеальной версии сцены, но придумывать как можно больше различных возможностей, особенно с подобной сценой.
Это похоже на театр. Два актера, экспериментирующих с режиссером, в складывающихся времени и месте действия.
Да, это правда.
Вам выдался шанс сблизиться с Кристен, что привело к съемке той сцены?
Мы совсем не знали друг друга. В течение только нескольких дней я находился в Праге, и съемки проходили почти в самом конце. К моменту моего появления все были весьма измотаны. Но нам с Кристен не удалось узнать друг друга в этом фильме, это – нечто, к чемыу вы должны привыкнуть, раз уж являетесь актером. Кристен очень профессиональна. Она – великая актриса, потому что проницательная и всегда пытается поддержать разговор. Даже при том, что мы придерживались написанной версии сцены, между героями есть жизнь, потому что всегда присутствует спонтанность. Бывает сложно, когда очень долго работаете над сценой, потому что все может стать натянутым и неловким, но с Кристен этого не происходит.
Мне только что пришло в голову, что фактически я видел четыре прошлых фильма Оливье Ассайаса, включая «Персонального покупателя». Без всякого сомнения, у него исключительный голос. Поделитесь впечатлениями о нем.
Определенно, он тот тип режиссера, с которым мне нравится работать. Он очень скромный. Очень хороший парень. Очень уверенный режиссер, который не раздает много указаний. Он предпочитает управлять актерами невербально. Если он принимает вас на роль, у него полная уверенность в вас, что дарует и полную ответственность. Если чувствуете себя неуверенным, и в роли есть нечто, что требует объяснений, он справляется хорошо, потому что очень четко формулирует. Но обычно он не хочет чересчур объяснять или слишком много говорить о сценарии, что мне очень нравится. Иногда люди склоняются к излишнему анализу, а во время творческого процесса это не всегда продуктивно.
Как вы попали в «Персонального покупателя»?
Со мной связался непосредственно Оливье. Предполагаю, он видел «Осло, 31-го августа», который здесь, во Франции, был довольно успешен. И захотел для этой роли меня, а я сильно восхищался им как режиссером. Согласиться было нетрудно. Но почему он пожелал меня? Понятия не имею. Вам нужно спросить у него. Он также работает с ассистентами режиссера, но сам – тип фильммейкера, для которого кастинг – часть мизансцены. После «Зильс-Марии» и с «Персональным покупателем» он снова снял Кристен в качестве чьего-то помощника, человека, который истребляет себя и свою сексуальность. Существует напряженность между вымышленным персонажем и настоящей Кристен Стюарт, голливудской суперзвездой. Это действительно талантливо и умно.
Кристен сказала то же самое о второй работе с Оливье в «Персональном покупателе».
В точности то же самое. Вы проходите через длительный процесс узнавания друг друга. Когда интенсивно работаете, общение становится более телепатическим. Полагаю, это уместно сказать здесь, учитывая, что «Персональный покупатель» – сверхъестественная история о призраке. [Смеется] Вы почти можете общаться только лишь выражениями лиц, знаете ли. Я – актер, который очень верит в подобное. По-моему, из долгой дружбы может выйти великое кинопроизводство.
Перевод выполнен Lelishna специально для сайта www.twilightrussia.ru и группыhttp://vk.com/twilightrussiavk.