ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА
Десять лет назад я прочел книгу Маргарет Макмиллан «Париж 1919: Шесть месяцев, изменивших мир» [«Paris 1919: Six Months That Changed the World»] – предельно исчерпывающее изложение событий, приведших к подписанию Версальских соглашений. На тот момент едва миновало два года, как разгорелась война в Ираке, и я в немалой степени рассматривал труд Макмиллан сквозь призму актуального конфликта. Когда я читал об искренних, но малоэффективных миротворческих усилиях Вудро Вильсона в рамках Парижской мирной конференции, более всего меня поразило, насколько мало изменилась внешняя политика США за почти сто лет… Если рассказывать в хронологическом порядке, за книгой Маргарет последовали другие материалы, освещавшие период между двумя мировыми войнами, и постепенно я добрался до подписанного Бенито Муссолини и Адольфом Гитлером Стального пакта, который закрепил военное и политическое сотрудничество между двумя странами и стал документом, официально подтвердившим формирование гитлеровской коалиции. Увидев столь простой итог всех предшествовавших этому событий, я не мог отделаться от тошнотворного ощущения, что история – это мясорубка, которая обречена вечно перемалывать все новые порции мяса.
Позднее мне попала в руки книга, в которой были собраны факты о детстве и отрочестве Муссолини. Мое внимание немедленно привлекло несколько деталей: как, будучи мальчиком, он швырял камни в выходивших после службы из церкви прихожан (до того, как в политических целях стать демонстративным сторонником веры, Муссолини был скандально известен как атеист); как однажды его исключили из школы за то, что он кинулся с ножом на одноклассника; как, несмотря на то, что со временем он превратился в отчаянного ловеласа (при этом во времена своего диктаторства лицемерно обрушивающегося на тех, кто изменяет своим супругам), он, согласно самым разным свидетельствам, был весьма тщеславным и хрупким ребенком, напоминавшим девочку… Взгляните на прилагаемое фото. Здесь Бенито шесть лет, рядом с ним его мать.
Весь этот внутренний конфликт и противоречия настолько сильно занимали меня, что неудивительно, что я начал писать сценарий к «Детству лидера» (название отсылает к новелле Жан-Поля Сартра «Детство хозяина», написанной в 1939 году). Кое-какие сцены я изображал в трансцендентальной традиции Дрейера, Пиала или Брессона. Впрочем, я быстро отказался от этой манеры, опасаясь, что для дебюта мой проект покажется чересчур авангардным и амбициозным.
Много лет спустя я познакомился с Моной Фастволь, и мы вместе написали сценарий к ее первому фильму «Лунатик». Оказалось, что наши вкусы совпадают и что мы оба тяготеем к разрушению законов жанра и сюжета, чтобы добраться до, не побоюсь этого слова, художественной сути тех историй, что мы рассказываем, и добиться от аудитории эмоционального отклика. Как-то вечером, закончив монтировать ее картину, мы сидели и разговаривали, и я поделился с ней некоторыми деталями своего все еще незаконченного сценария. Она убедила меня перестать думать о практических моментах – где взять деньги на такой амбициозный проект - и заявила: «Теперь ты обязан его закончить, а я тебе помогу. И точка».
Через несколько недель был готов первый драфт сценария, и мы были полны воодушевления. Это было четыре года назад. Тогда еще не вышла наша первая совместная работа, мы еще не успели столкнуться с суровой реальностью, и наш с Моной ребенок тоже еще не появился на свет.
На начальных стадиях работы нашу заявку постоянно отвергали. Проект считался сложным и необычным не только из-за способа подачи материала, но еще и потому, что это был беспрецедентный случай: никогда прежде не бывало, чтобы американский режиссер-дебютант оказывался во главе европейской постановки. За эти годы проект претерпел самые разнообразные инкарнации, а в составе его творческой группы перебывали мириады самых разных людей.
Мы провели за работой над этим фильмом больше бессонных ночей, чем я в силах сосчитать, но не останавливались – и вот благодаря неустанной поддержке нашей команды каким-то чудесным образом все детали картины наконец сложились в одно целое. Теперь она существует практически в том самом виде, в каком я когда-то представлял ее себе десять лет назад, и в котором потом мы с Моной заново воссоздавали ее в воображении шесть лет спустя.
А теперь без лишних слов, нам просто хотелось бы представить вам картину на большом экране и под оригинальную музыку, написанную человеком, бывшим для нас одним из главнейших источников вдохновения – легендарным Скоттом Уокером.
ОТ РЕЖИССЁРА
Я должен предварить рассказ о фильме признанием, что предпочитаю не особенно часто пояснять суть своих работ из страха задушить слушателей собственной интерпретацией. Я не делаю этого еще и потому, что – тут я почтительно процитирую блистательного Джафара Панахи: если фильм можно пересказать, зачем тогда вообще его снимать? И все же, представляя публике свой режиссерский дебют, я постараюсь тщательно и как можно обстоятельнее ознакомить зрителя с контекстом событий «Детства лидера», а также с толкованием его содержания.
Сюжет фильма представляет собой смешение многочисленных литературных аллюзий и документально подтвержденных исторических событий, которые привели к подписанию злополучного Версальского договора. Действие разворачивается в период между двумя мировыми войнами – в 1918-1939 гг. С самых ранних лет главный герой (его играет Том Свит) не просто становится свидетелем событий того времени: он каким-то мистическим образом оказывается напрямую связан с ними, одержимый идеями новой эпохи.
Многие из показанных в фильме исторических событий имели место в действительности, в то время как другие были произвольно домыслены. Я был убежден, что, позволяя себе определенные поэтические вольности, мы сумеем лучше осветить различные значимые моменты между ключевыми вехами истории. Как бы то ни было, наша картина не была задумана как урок истории. Она скорее представляет собой туманное собрание небольших, но важных для главного героя эпизодов из его жизни – кусочки головоломки, которые зрителям предстоит собрать воедино лишь для того, чтобы убедиться: некоторых деталей по-прежнему недостает.
В фильме не дается конкретных объяснений действий нашего героя – только разрозненные намеки. На мой взгляд, это наиболее верное ощущение, часто испытываемое после того, когда мы пытаемся воссоздать мысли и поступки наиболее жестоких тиранов последнего столетия.
Помимо прочего, с моей точки зрения, фильм повествует о том, как сугубо личные бездумные устремления поглощаются и размываются устремлениями политическими, как легко возникают образования, основанные на иерархическом принципе и стремлении подавлять других; а также о неизбежной абсурдности бюрократии.
Мы стремились создать произведение, объединяющее серию эпизодов, которые наводили бы на мысль, что все в этом мире взаимосвязано, но предоставляли зрителю возможность самостоятельно обнаружить дальнейшие подсказки. Предполагалось, что оно будет строгим по форме, но в то же время будящим в зрителях чувства и размышления, и, конечно, глубоко кинематографичным. Благодаря поддержке моего творческого партнера и союзницы Моны Фастволь, равно как и всей нашей замечательной съемочной группы, конечный результат полностью оправдал и даже превзошел наши первоначальные надежды и ожидания.
Брэйди Корбет,
август 2015 г.
За предоставленную информацию спасибо сайту http://www.ovideo.ru/
поиск http://twilightrussia.ru/