Хронология воды: пресс-кит, интервью, пресса, отзывы и награда
Пресс-кит фильма












Выросшая в среде, раздираемой насилием и алкоголем, Лидия Юкнавич, казалось, была обречена на саморазрушение и неудачи, пока слова не подарили ей неожиданную свободу в форме литературы. «Хронология воды», экранизация автобиографического бестселлера Юкнавич, рассказывает о пути Лидии к обретению собственного голоса, исследуя, как травма может быть преобразована в искусство через возвращение к нашей собственной кровавой истории, особенно той, что пережита телами женщин и девочек.
ЗАЯВЛЕНИЕ РЕЖИССЕРА
Я впервые познакомилась с книгой Лидии Юкнавич «Хронология воды» на Kindle в 2017 году, и с первой же страницы почувствовала, как меня пронзает электрический ток — это рваное, нелинейное путешествие сквозь травмы и воспоминания было не похоже ни на что, что я когда-либо читала. После 40 страниц у меня возникла такая физическая реакция, что я отложила книгу, схватила телефон и сказала своей команде: «Мне нужно поговорить с тем, кто это написал». Меня привлекла фрагментарность книги: Юкнавич не даёт вам целостного повествования, а вместо этого вручает вам осколки жизни, требуя, чтобы вы сами их собрали. Этот акт реконструкции — когда вы видите, как история обрывается, а затем решаете склеить её воедино — стал тем самым бьющимся сердцем, почему я поняла, что это должен быть мой первый фильм.
Я люблю Лидию, и в каком-то смысле она для меня святая. Этот текст стал для меня священным за одну ночь. Есть голоса, которые помогают найти свой. Искусство должно вести к множественности, и этот, в частности, о перспективе и теле, ощущается настолько личным и физическим. Это было настоящее приключение, где вы выбираете себя. Более восьми лет я писала и переписывала – я переписывала всё заново, создала 500 версий, вылепливая сценарий, который может быть таким же эфемерным и неврологическим, как сама память. Годы, проведенные под влиянием чужого процесса, заставили меня задаться вопросом: «Почему мы делаем это именно так – и можем ли мы делать это по-другому?»
По сути, «Хронология воды» — это приглашение: увидеть уродство, смириться со стыдом и выйти оттуда, зная, что ваше тело и ваша история принадлежат вам. Это приглашение перестать прятаться. Женский опыт — это огромная тайна. Нам с рождения говорят держать почти всё при себе. Рассказывать секреты — это весело. Я хотела, чтобы этот фильм был похож на игру в горячую картошку. Слишком горячо, чтобы до неё дотронуться. Я хотела, чтобы фильм пульсировал непосредственностью — быстрыми сменами кадров, захватывающим звуком, висцеральным ритмом, отражающим работу памяти, — и напоминал каждому в зале, что ваш рассказ — ваша собственность, и вы можете его переписать. Я надеюсь, что зрители уйдут, понимая, что возвращение своего голоса — через письмо, через искусство, через простое повествование своей истории — это акт радикальной силы. ■
ИНТЕРВЬЮ С КРИСТЕН СТЮАРТ
Какие ощущения от возвращения на Каннский кинофестиваль со своим дебютным полнометражным фильмом?
Невозможно понять, что предложение закончено, пока не поставишь в нём точку – пока оно не завершится, и ты не возьмёшь в руки что-то живое, смотрящее тебе в глаза. И вдруг я посмотрела на эту штуку и подумала: «Это живое, и это фильм». Не могу поверить. Это круто, потому что есть столько историй о том, как мои любимые режиссёры бегут на просмотр с DCP в руках – и именно этим мы сейчас и занимаемся.
Ваш фильм верен мемуарам Лидии Юкнавич, но при этом переносит их на экран совершенно по-новому. Что изначально заинтриговало вас в книге?
Есть определённые книги, которые ты усваиваешь, которые действительно живут в подсознании. Но когда я читала эту книгу, это было так беззаботно и импульсивно. Было чудесно иметь опыт со страницами книги и чувствовать, что мне нужно стать ближе к человеку, который её создал. Это было похоже на клич бунтаря. Как прекрасный огонь, к которому мне хотелось присоединиться. Есть определённые произведения искусства, которые побуждают тебя найти свой собственный голос, потому что сам факт их существования, сам факт их существования, означает, что, возможно, и твой тоже сможет. И это одна из причин, почему у этой книги такая культовая популярность. Она инклюзивна, она признает нас и наши тела таким образом, который я никогда не чувствовала, столь поразительным и таким физическим.
Книга имеет нелинейную структуру, позволяя читателю устанавливать связи, подобно тому, как вы доверяете зрителю взаимодействие с фрагментарными воспоминаниями Лидии. В чём вы увидели потенциал кинематографического языка для исследования этого повествования о памяти?
Я думала, что книга – это одно, а фильм может стать совершенно другим опытом. Фильм нужен потому, что ты живёшь под неумолимым контролем времени – нет спасения, пока не уснёшь – а кино – это то, что ближе всего к подсознательному способу жизни памяти в наших телах. Читая эту книгу, я чувствовала, что Юкнавич уловила нечто настолько интимно хронологическое, но при этом намеренно беспорядочное. Эта самая фрагментация воплощает переосмысление травмы – видение своей жизни, понимание того, что воспоминания – это не факты, и осознание наших меняющихся перспектив. Если что-то причиняет тебе боль, у тебя есть сила. У тебя есть голос. С тех пор, как появились женщины, нас угнетали, заставляли молчать, мы несли на себе тяжкий стыд. Это общее бремя пульсирует в коллективном женском сознании. Поэтому, читая это, я была в восторге. Мне хотелось увидеть, как эти образы оживают – пульсируют и льются на экран – и я подумала: «А сможем ли мы действительно это сделать?» Это как когда Лидия читает Кэти Акер и чувствует: «Это разрешение». Читая эту книгу, я думала: «Это, черт возьми, разрешение».
Как складывался ваш путь от актерства к режиссуре, и почему «Хронология воды» стала правильным выбором в качестве вашего первого полнометражного фильма?
Самый важный опыт, который я получила от работы с режиссёрами, ощущается настолько взаимным; между нашими действиями очень мало расстояния, и по мере того, как я становилась старше, моя одержимость техническими аспектами, тем, как всё работает и чего можно добиться, росла. Как можно по-другому смотреть на вещи с помощью камеры, как актёры могут взаимодействовать с тем, на кого смотрят, как смотреть на кого-то — я знаю, каково это. До того, как я прочитала книгу, я всю жизнь хотела этим заниматься. Я ещё не была готова. Я не нашла то, что нужно. В жизни бывают определённые открытия порталов, и это был один из них. И это определённо один из тех случаев, когда можно «снять печать», потому что я готова снять ещё 10 фильмов за следующие пять минут. Я просто хочу сделать это снова. Эта книга, и её экранизация, очень физическая и очень интуитивная. Именно в этом и была цель. Но это также книга о писательстве и процессе. Я одержима процессом, тем, как переделать колесо, которое спроектировали люди, которые хотели, чтобы мы не участвовали в разработке каких-либо колёс. Пытаюсь понять, почему мы делаем всё именно так, а не иначе, и есть ли способ приблизиться к чему-то более честному для нас. Более честному для меня. И, возможно, просто получить возможность немного повзрослеть и спросить: «Почему мы делаем это именно так — и можем ли мы делать это именно так?» Я всегда хотела снимать кино, и теперь чувствую, что наконец-то готова к этому.
Были ли определенные «правила», которые вы осмелились проверить или нарушить в этом фильме?
У моего фильма действительно интересная форма. Я считаю его невероятно успешной историей, которую даже можно назвать – и я горжусь этим – сентиментальной. Я открыта для любого взаимодействия с другими людьми, потому что думаю, что у него будут такие же отношения с миром, как у меня и у книги. Книга привлекает людей. Книга привлекает неудачников. Это фильм о рождении, перерождении и травме через возвращение своего тела через слова. Именно поэтому я хочу снимать кино и читать книги, так что я нашла способ проникнуть и в то, и в другое.
Вы потратили несколько лет на то, чтобы снять этот фильм. Вы даже однажды сказали, что перестанете играть, пока не станете режиссёром. Что потребовалось, чтобы преодолеть все препятствия?
Мне немного помог один из моих братьев-французов, продюсер, с которым я работала несколько раз и с которым за эти годы стала очень близка. Он наблюдал, как я топаю ногами и говорю всем, что уйду, если мне не позволят снять свой фильм. Чего я бы никогда не сделала — я люблю свою работу. Но я чувствовала, что должна начать кричать об этом, и нужный человек услышал и спросил: «Что нам нужно сделать?». Потребовались нужные люди, которые поверили в это в нужное время, и никому из них не было легко это сделать. Вкратце, это отчуждающий материал. На самом деле я нахожу это таким волнующим, захватывающим, прекрасным, интригующим и, безусловно, временами немного сложным, но в конечном итоге захватывающим приключением. По крайней мере, такова была цель. Это такое приятное чувство — делать этот эмоциональный приём Геймлиха на публике. И так здорово наблюдать, как кто-то вроде Имоджен [Путс], которая так долго работала, переживает подобное перед камерой, на публике. Честно говоря, меня это забавляет. Поэтому я знала, что сценарий и книга не будут развиваться по типичному сценарию. Это не совсем обычный фильм, и я имею в виду, что привлечь людей на его сторону было непросто. Но мы поставили «Это» на ноги, и, думаю, это говорит само за себя.
Имоджен Путс играет Лидию практически в каждой сцене фильма, от подросткового возраста до взрослой жизни, переживая весь спектр переживаний и эмоций. Как она стала вашей Лидией?
Я так горжусь ею. Она такая живая... она не пыталась рассказать историю, она пыталась что-то понять. Она одна из моих самых любимых актрис всех времен. Я наблюдала за ней годами, и по совпадению у нас есть масса совпадений с важными людьми в нашей жизни, но мы никогда по-настоящему не встречались, до того, как она прислала нам запись прослушивания. У нас была повторная встреча, на которой она должна была прочитать сцену. Она сказала одно слово, и я сразу же сказала: «Прекрати! Нам нужно включить настоящую камеру прямо сейчас». И это было тяжело. Она играет 17, и она играет почти 40. В ней столько честности, не только как в актрисе, но и как в человеке. Она та, кому просто веришь. Так что если она говорит мне, что помнит, каково это быть 18-летней, и она хочет вернуть тебя туда, то я хочу пойти с ней. А это не то, что могут сделать многие люди. Нам нужен был человек, оказавшийся по ту сторону этого опыта, способный почувствовать мудрость этого, тяжесть этой воды. Нам обоим по 35, и, думаю, нам повезло прикоснуться к этой части себя на том этапе жизни, когда мы начали понимать: «Погодите-ка. Я хочу услышать себя. Я хочу посмотреть на себя. И я не хочу смотреть на себя глазами других людей». Мы сняли фильм, и я им очень горжусь, но я также очень горжусь тем, чего каждый из нас лично добился, снимая его. Как человек, которому позволили сняться в нескольких крутых фильмах, снятых людьми, которые действительно хотели что-то сказать, возможность дать ей это – самое крутое, что я смогла сделать на данном этапе своей карьеры. Потому что мне это дали, и я знаю, что она прошла через что-то и изменилась. И какого чёрта мы вообще что-то делаем, если не ради этого?
Расскажите нам о процессе написания. Как вы представляли себе, как визуальные эффекты, звуковое сопровождение и монтаж позволят связать прошлое Лидии с её настоящим?
Я писала это в течение восьми лет и не останавливалась, даже во время редактирования, потому что сама книга свелась бы к ощущению биографического фильма, если бы вы не нашли новую эмоциональную соединительную ткань и триггеры воспоминаний. Я не хотела структурировать фильм; я хотела, чтобы он нашел себя сам. В какой-то момент я адаптировала каждую страницу этой книги. С годами вещи становились для меня все более и менее значимыми. Я хотела, чтобы это ощущалось огромным, и я хотела, чтобы это было похоже на неврологическую, яркую мечту о жизни, как поездка под ДМТ. Я хотела, чтобы это было неэлегантно, как будто у тебя суматошная жизнь, и ты пытаешься ее запомнить и записать. Я думаю, отсутствие структуры придало ей психику, потому что я начала находить что-то случайно. Я собрала вместе все, что я любила, все, что я вытащила из книги, что мне хотелось съесть живьем, потому что я хотела усвоить это. Я визуализировала их и пыталась найти взаимосвязи между этими образами, расставляя их в определённом порядке, потому что одно связано с другим, и теперь я персонализировала свой опыт работы с книгой. Процесс написания должен был быть очень внутренним и открытым для исследования и эфемерного. В конечном счёте, сценарий, который был профинансирован, был настолько насыщенным, что к тому времени, как мы добрались до него, я сняла около 500 фильмов, потому что не знала, что произойдёт. Я хотела иметь возможность собрать воедино кумулятивную психическую память о том, что мы делали на съёмочной площадке. Я вырезала половину фильма. Мы сняли гораздо больше. Мы вытягивали и вытягивали, и я подумала: вот они, эмоциональные связи, и вот что я хочу сказать.
Вы сняли этот фильм на 16-миллиметровую плёнку. Почему этот формат оказался подходящим для рассказа этой истории?
Я думаю, что когда сидишь рядом с камерой и слышишь её биение, ты с ней сливаешься. А когда сидишь рядом с цифровой камерой, ты снимаешь, а не фотографируешь. И я хотела фотографировать. Я хотела сделать флипбук, потому что это подчёркивало бы аспект памяти. Я определённо хотела, чтобы он ощущался вне времени, и, думаю, невозможно получить тот объём информации, который получает цифровая камера, и при этом позволить людям самим заполнять пробелы. Нам нужно было, чтобы он ощущался немного отстранённым, чтобы люди наклонялись и пытались погрузиться в него.
В фильме звучит строка из книги: «Воспоминания — это истории». Как эта мысль созвучна вам сейчас, и какое впечатление на вас произвело создание этого фильма?
Шаги были такими трудными. И я не имею в виду попытки добиться этого, или попытки убедить людей, что оно того стоит, или даже сложность создания фильма под давлением и ограничениями, без денег или времени, как всегда снимают фильмы, независимо от того, сколько у вас времени или денег. Избиение настолько метаболично. Фильм казался напористым и давящим, и это заняло так много времени. Нам пришлось переварить много боли, чтобы найти что-то прекрасное. И в этом суть фильма. Создать эти воспоминания с этими людьми, снять его на пленку, чтобы он казался сном – таким, к которому можно обратиться и о котором можно вспомнить. Он также будет меняться каждый раз, когда мы его смотрим, потому что мы становимся другими людьми каждое утро, просыпаясь. Всё это сводится к одной и той же идее: истории абсолютно спасают жизнь, и мы можем их рассказать. И если вы этого не знаете... это действительно опасно. ■
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ
Лидия — Имоджен Путс
Клаудия — Тора Бёрч
Кен Кизи — Джим Белуши
Энди Минго — Чарльз Каррик
Девин — Том Старридж
Дороти — Сюзанна Флуд
Клэр — Эсме Крид Майлз
Фотограф — Ким Гордон
Майк — Майкл Эпп
Кристен Стюарт в Les Inrockuptibles, октябрь 2025 г.
MAG 44: ЛУЧШЕЕ ИЗ XXI ВЕКА НАКОНЕЦ СОБРАНО!
100 культовых произведений (фильмов, альбомов, книг, сериалов и т. д.) + лучший плейлист 2001–2025 годов для повтора!
Yseult в роли рок-звезды — Джафар Панахи на свободе — Кристен Стюарт режиссёр — The Sophs, новые Strokes?
НОВЫЙ исторический выпуск, который нельзя пропустить!
Les Inrockuptibles № 44 / Октябрь 2025
24 сентября 2025
Les Inrockuptibles посвящает специальный номер 100 произведениям, которые оставили след в нашей эпохе, в области кино, музыки, литературы, сериалов и выставок. От «Малхолланд Драйв» до «Лимонады», от «Прослушки» до «Вернона Субутекса» — этот уникальный обзор отмечает четверть века художественного творчества и сопровождается плейлистом 2001-2025, позволяющим вновь пережить великие музыкальные эмоции последних двадцати пяти лет.
Этот коллекционный номер также представляет Изольт в роли рок-звезды в эксклюзивном портфолио, редкое интервью с режиссером Джафаром Панахи, наконец освободившимся после пятнадцати лет запрета, Кристен Стюарт, которая заново открывает себя за камерой с фильмом «Хронология воды», калифорнийскую группу The Sophs, наследников The Strokes, и Джереми Аллена Уайта в роли Брюса Спрингстина. Не забывая о сорока выставках, которые нельзя пропустить этой осенью.
И, как всегда, более 50 страниц рецензий, посвященных культурным новостям: музыка, кино, сериалы, видеоигры, книги, комиксы, исполнительское искусство, фотография, подкасты... а также Le Naufrage, Les Inrocks d'or, Trésor caché, культурный календарь и плейлист месяца.




Кристен Стюарт, крик тела
Выбрав адаптацию автобиографии Лидии Юкнавич для своего первого полнометражного фильма «Хронология воды», американский режиссер углубляется в женский опыт, его жестокость и красоту.
«Я хотела снять чувственный фильм, который погрузит нас в «я» – опыт женщины, в её физические ощущения и в подавление, которому она постоянно подвергается», – прямо говорит нам актриса и начинающий режиссёр при нашей встрече на последнем Каннском кинофестивале. Если её первый полнометражный фильм, «Хронология воды», экранизация книги Лидии Юкнавич «Механика жидкости» (опубликованной в 2011 году в США и переведённой во Франции в 2014 году), действительно подробно исследует женский опыт с точки зрения того, что навязывает ему наша патриархальная культура (инцест, дискриминация, сексистское и сексуальное насилие и т. д.), неужели Кристен Стюарт действительно ждала, пока начнёт снимать фильмы, чтобы женское тело оказалось в центре её творчества?
Уже в саге «Сумерки», в 2008–2012 годах, её образ Беллы стал опорой для целостного размышления о будущем женского тела в обществе, где доминирует мужское желание: от потери девственности, которая становится объектом хищничества мужчин с длинными зубами или когтями, до материнской функции, включая сексуальное насилие. Впоследствии она работала с мастером боди-хоррора Дэвидом Кроненбергом в фильме «Преступления будущего» (2022) и, прежде всего, участвовала в фильме Роуз Гласс «Любовь, ложь и кровотечение» (2024), где мускулистое женское тело представлено в фильме, которое никогда ещё не занимало столько места и не эротизировался в кинематографе.
Итак, рассказывая историю женского тела. Как? Используя фрагментарную структуру, серию аллюзивных кадров, максимально точно передающих трепетное функционирование травматической памяти, действующей подводными течениями, моментами затишья, подавленности и внезапными волнами ужаса. Несмотря на кажущуюся беспорядочность, «Хронология воды», напротив, представляет собой сверхдисциплинированную работу. Её художественная составляющая подчиняется набору режиссёрских принципов, которые делают фильм одновременно уверенным и свободным, хорошим учеником и бунтарём, нервным и уверенным в своих силах. Характеристики, которые мы находим у 35-летней режиссёра, родившейся в Лос-Анджелесе, чей поток слов достигает нас с грохотом пулемёта и точностью снайпера.
Феминистский текст Лидии Юкнавич, эта гиперактивная женщина столкнулась с ним около десяти лет назад, когда она завершала свой блестящий поворот к авторскому кино (Келли Райхардт, Оливье Ассайас) и когда она также совершила каминг-аут как бисексуалка: «Эта книга помогла мне быть собой, заглушить предписания, которым, как я считала, я подвергалась, и, прежде всего, вернуть себе свои страдания, чтобы попытаться использовать их себе во благо. Она помогла мне понять, насколько осмелиться заговорить вслух о женском опыте — это радикальный политический акт. Независимо от того, являетесь ли вы квир-персоной или женщиной, мы все на собственной шкуре испытали насилие, которое представляет собой жизнь в культуре, отрицающей наше существование. В этом первом фильме я хотела показать, как приятно встать, поджечь волосы, снять с себя всю одежду и кончить на публике, показать, что это возможно и что в этом нет никаких проблем». - Брюно Дерюиссо.

Фотография Томаса Шене для Les Inrockuptibles
ХРОНОЛОГИЯ ВОДЫ Кристен Стюарт
В своем первом полнометражном фильме актриса рисует проникновенный, поэтичный и яркий портрет женщины, проливающий свет на многолетние разрушительные последствия инцеста.
Кристен Стюарт, не прибегая к мизерабилизму или вуайеризму, адаптирует автобиографию Лидии Юкнавич (опубликованную во Франции под названием «Механика жидкостей») и снимает влияние сексуального насилия отца на жизнь его дочери на протяжении нескольких десятилетий. Актриса, впечатлившая нас Оливье Ассайасом («Облака Зильс-Марии», «Персональный покупатель») и Келли Райхардт («Некоторые женщины»), блестяще встаёт за камеру и инсценирует инцест, не показывая его. Насилие остаётся за кадром, но оно пронизывает каждый кадр, оно существует глубоко в детском взгляде Лидии, сочится из её подросткового тела, проводящего время в плавании, и всплывает в звуке, когда она взрослеет и становится писательницей. Стюарт выбирает Имоджен Путс на роль этой интеллектуальной сирены, пропитанной алкоголем, постоянно на грани. Актриса напоминает то Джину Роулендс, то Кейт Уинслет.
«Хронология воды» рассказывает историю возрождения Лидии, снимая рождение великой актрисы. Чтобы проследить жизнь Лидии, Кристен Стюарт не выбирает линейную хронологию, а прослеживает возрождение насилия. Это позволяет фильму получить доступ к временной форме, близкой к механизмам травматической амнезии. Фрагментированные образы, накатывающие волнами, детали, всплывающие из извилин памяти. Эта форма сложна для зрителей, она требует от них быть начеку, порой она утомляет нас. Помещенные в барабан стиральной машины, мы порой задаемся вопросом, хочет ли фильм встряхнуть нас или утопить. Но разве это не единственный способ показать это насилие и его разрушительные последствия, изнуряя нас?
Стюарт снимает то, что тревожит в женском теле, особенно в его жидкостях. Прежде всего, кровь, выделяемую при менструации, при родах, а также кровь, выделяемую при эякуляции во время мастурбации.
Слёзы её сестры, также ставшей жертвой отца. Фильм раскрывает сложность желаний Лидии, чьё возбуждение связано с воспоминаниями о насилии, и которая хотела бы, чтобы её желание исходило из другого источника. В любовной сцене — самой красивой в фильме — героиня спит с одной из своих подруг. Режиссёр ни в коем случае не фетишизирует лесбийские объятия; камера проходит сквозь их тела, сквозь дрожь и ощущения, чередуя кадры кожи с наложенными кадрами природы, вызывая в памяти прекрасный экспериментальный фильм Барбары Хаммер «Множественный оргазм».
Подобно первопроходцам Жермен Дюлак и Майе Дерен, Стюарт использует нервный монтаж, наплывы и повторение жеста, который повторяется словно рефрен. Прошлое всплывает на поверхность, иногда появляются архивные кадры пловцов, словно говоря нам, что женские тела всегда были носителями этого насилия. Камера Стюарт должна стремиться к экспериментальному кино, чтобы показать то, что всегда было изъято из голливудского кино: инцест, показанный с точки зрения жертвы. Этим жестом она разбивает в пух и прах десятилетиями эротизированый образ Лолиты, и наконец предлагает иную перспективу. - Айрис Брей

Кристен Стюарт будет удостоена награды «Восходящая звезда-режиссер» на кинофестивале SCAD Savannah 2025.

Кристен Стюарт — номинированная на премию «Оскар» актриса, получившая признание за роли в фильмах «Спенсер», «Персональный покупатель» и «Олака Зильс-Марии». Её дебютный полнометражный фильм в режиссуре, «Хронология воды», был впервые показан на Каннском кинофестивале 2025 года.
Режиссёру, продюсеру и сценаристу Кристен Стюарт будет вручена премия «Восходящая звезда». Сразу после показа фильма состоится встреча со Стюарт.

Режиссер Кристен Стюарт в этом месяце в @cahierscinema с фильмом «Хронология воды» @films_dulosange
№ 824, октябрь 2025 г.
Дата выхода в газетных киосках: 1 октября.
Фильм Ричарда Линклейтера «Новая волна», украшающий обложку октябрьского номера журнала «Кайе», привносит дыхание молодости и свежий взгляд на историю французского кино, которая с 1959 года тесно переплеталась с историей журнала. В отличие от музеефикации, это воссоздание съёмок фильма Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» рождено синефильским энтузиазмом, о котором Линклейтер подробно рассказывает в интервью, адресованном самым юным зрителям.
Другой ожидаемый релиз этого месяца также связан с Америкой: «Одна битва за один раз» Пола Томаса Андерсона – это возможность для журнала переосмыслить отношения писателя Томаса Пинчона. Наша критическая рубрика, вдохновлённая урожаем Венецианского кинофестиваля ( «Дом динамита» Кэтрин Бигелоу, «Разрушительная машина» Бенни Сэфди и др.), также рассматривает «Золотую пальмовую ветвь» 2025 года, «Простую случайность» Джафара Панахи, новые фильмы Раду Жюда, Хон Сансу и Арно Деплешена, а также такие открытия, как « Изобретение» Кортни Стивенса, «Арко» Уго Бьенвеню, «Имаго» Дени Умара Пицаева, «Поэт» Саймона Месы Сото и «О падении » Лауры Каррейры.
Писатель Танги Вьель, приглашенный для беседы по случаю 130-летия кинематографа, рассказывает о «безумном аппетите » к кино, который может возникнуть при чтении журнала, а также о том, как фильмы сформировали и повлияли на его творчество — от Cinéma до Vivarium .
Выпуск дополняют еще два длинных интервью: одно с актрисой, а теперь и режиссером Кристен Стюарт, другое — с украинским режиссером Сергеем Лозницей.
Раздел «Открытое заново кино» предлагает новый взгляд на творчество Орсона Уэллса и Рэймона Депардона с помощью выставок, книг, ретроспектив и переизданий фильмов, посвященных им.
Интервью с Кристен Стюарт
Смейтесь, наслаждайтесь, плачьте, кричите - Интервью с Кристен Стюарт
Хронология воды Кристен Стюарт
фотограф Матье Заццо









Кристен Стюарт, актриса с детства, всегда делала неожиданные карьерные решения. Встав по ту сторону камеры в фильме «Хронология воды» (в кинотеатрах с 15 октября), получившем премию Revelation Award на Американском кинофестивале в Довиле, она успешно основала жанр, политическое значение которого она нам подробно рассказывает.
Смейтесь, наслаждайтесь, плачьте, кричите
Интервью с Кристен Стюарт
Возможно, именно чтение автобиографической повести Лидии Юкнавич «Хронология воды» побудило вас снять свой первый полнометражный фильм? Интересно, что ваш короткометражный фильм «Corne Swim» (2017) уже затрагивал тему воды.
«Corne Swim» начинался с образа, который я видела в своей голове: мужчина, спящий на дне океана. Мне следовало бы придерживаться его. Я хотела вместить в него всё, что тогда приходило мне в голову, но, в конечном счёте, перечитывая его сегодня, я нахожу, что он ничего не говорит. В любом случае, когда я читала «Хронологию воды», у меня было ощущение, что это трамплин для погружения в собственное ощущение заточения в женском теле, в радость освобождения от этого заточения. Многие говорили мне, что это невозможно адаптировать. Это американская точка зрения, но когда адаптируешь книгу, цель не в том, чтобы выдать её идентично. Образы обладают способностью облекать в форму непередаваемые внутренние переживания через то, как они организованы, и через то ощущение времени, которое они предлагают. Я не хотела превращать нестройную книгу в трёхактное повествование, а хотела создать ряд настолько ярких и бунтарских ситуаций, что пришлось бы искать новые способы их организации, как это происходит с собственными воспоминаниями. Я хотела создать впечатление, что фильм живёт внутри тела этой женщины, а не содержит в себе дискурс. Могу сказать это, потому что люди смеются над этим сегодня: когда мой французский продюсер Шарль Жиллибер прочитал сценарий, он сказал мне: «Это невозможно (по-французски) / Слишком масштабно для первого фильма. Вам следует сделать что-то попроще». Он даже не успел закончить сценарий! Он сказал мне, что это бессмысленно, а я ответила, что это вызовет нечто другое: совершенно особое чувство. То, что фильм трудно пересказать, не означает, что у него нет чёткого замысла.
И наоборот, после просмотра фильма сложно представить, как мог бы выглядеть сюжет. Детализация каждого фрагмента изображения кажется невозможной, но именно через них разворачивается история.
Все видения, появляющиеся вспышками, были в сценарии, но мы по ходу дела выяснили, каким должно быть содержание этих видений. Например, обратный кадр Лидии должен был показывать дождливый пейзаж за окном; когда мы снимали его, в углу потолка дома была заплесневелая плесень, что перекликалось с водной тематикой в фильме, усиливая ощущение разрушений. Мы заменили кадр с дождём в сценарии кадром с плесенью.
Если ваш фильм отказывается сосредоточиться на проблеме инцеста (зависимости), значит ли это, что он верен тому факту, что в жизни Лидии, как и в жизни в целом, нам, как правило, приходится сталкиваться не с одной проблемой?
Да, и то, что с ней происходит, в конечном счёте не является тем, о чём фильм. И это не фильм о Лидии Юкнавич как о человеке или писателе. Он о том, чтобы переосмыслить детали её жизни таким образом, чтобы вы могли понять их и жить с ними, будь то через письмо или иным образом. Если бы мы слишком сосредоточились на том, что происходит с Лидией и в каком порядке, мы бы потеряли из виду истинную цель фильма, которая заключается в том, что мы можем переосмыслить нарративы, которыми нас кормят, те, которые угнетают нас и лишают нас голоса. Говорить вслух действительно трудно для женщины, а для некоторых даже невозможно. Нет ничего более воодушевляющего, чем возможность сформулировать то, что заставляет нас страдать, особенно если мы чувствуем, что мы услышаны. Тогда мы освобождаемся от того, что хотело нас уничтожить.
Это определенно сложный проект для поиска финансирования...
Я постоянно переписывала синопсис фильма. «Олимпийская пловчиха, подвергшаяся сексуальному насилию, становится наркоманкой, а затем матерью». • Дело не в этом! Дело в написании, в умении сопоставлять внутренний и внешний голос, и в том, как это может спасти жизнь. Фильм было сложно снимать, потому что мне говорили, что он слишком грустный и мрачный. Тем не менее, он лишь снимает клеймо с того, что происходит с большинством из нас. Если мы не можем выразить словами то, что тяжело смотреть, мы увековечиваем тьму. Мы живём в мире, созданном мужчинами. Наша культура поместила в нашу психику и на наши тела ряд кнопок и переключателей, которые рисуют карту, которая должна правильно представлять девочек. Нам приходится перерисовывать эту карту. Искусство позволяет это. Неизбежно, если в программе передач вы читаете, что фильм об инцесте, наркомании и плавании, вы пропускаете. Но в этой истории есть красота и юмор. Имоджен Путс привнесла в образ персонажа настоящее чувство юмора. Я все время смеюсь, но понимаю, что не у всех так.
Согласна, есть несколько забавных моментов! А ещё у вас хватает наглости заигрывать с абстракцией, что скорее свойственно изобразительному искусству или экспериментальному кино, чем традиционному игровому.
По крайней мере, в США. Французы постоянно так делают.
Натолкнули ли вас какие-либо истории на мысль, что подобное произведение все еще может существовать?
Я думаю об американском фильме «We the Animals» Джеремии Загара. Он невероятный, очень сказочный, но при этом держит зрителя за руку на протяжении всего повествования, и мне захотелось пойти дальше. «Идиллия Морверна Каллара» Линн Рэмси тоже рассказывает о персонаже, с которым порой сложно найти общий язык. Можно не захотеть следовать за женщиной в ад, если она не поможет тебе туда попасть. Лидия тоже делает выбор, с которым трудно себя ассоциировать. Она мучает себя и других. Мне также не хотелось стандартной сюжетной линии: ты открываешь персонажей, что-то происходит, потом ты берёшь себя в руки, и всем становится лучше. Мой фильм следует волнообразному движению взад-вперёд. Он полон ложных побед. В конце концов, она успокаивается, но как будто падает. Это разочаровывающая структура. Должна также сказать, что он вдохновлён женским оргазмом: долгой и трудной победой, требующей больших усилий. Мне показывали варианты трейлеров, где Лидия выглядит серьёзной от начала до конца. Я не согласилась: мы должны были увидеть, как она смеётся, кончает, плачет, кричит! Мы должны были почувствовать, что её не смоет волна, что она и есть эта волна. Мне пришлось настоять на том, чтобы эта структура и ритм были приняты. Фильм в его нынешнем виде не для всех, но именно его я хотела снять, а если бы я пошла на компромиссы, он бы никого не зацепил.
Если хотя бы самый маленький фрагмент кадра упоминался в сценарии, упрощало ли это монтаж?
Нет, это было ужасно сложно! Мой редактор, Оливия Неергард-Хольм, очень талантлива, но мы четыре месяца орали друг на друга. Потом мне пришлось продолжить удалённо, потому что мы не уложились в сроки. Структура почти не изменилась по сравнению со сценарием, но нам пришлось много работать над «соединительной тканью» фильма, над сценами, прислушиваясь к своим эмоциям и инстинктам, чтобы плавно переходить из одной реальности в другую. Каждый раз, когда мы находили способ заставить персонажа гармонично взаимодействовать с самой собой в разные периоды ее жизни, мы прыгали от радости. Я хотела, чтобы это было похоже на визуальный способ, которым к нам возвращается память, а не на письменные воспоминания.
Означала ли съемка на 16 мм, что у вас было меньше съемок, чем при съемке на цифру, или бюджет позволял использовать достаточно пленки, и вам не приходилось себя ограничивать?
Решение снимать на 16 мм ввергло меня в ступор, все на меня злились! Мы сильно недооценили необходимое количество пленки. Оператор, с которым я изначально должна была работать, сказал, что я не смогу снять фильм на 16 мм. Я послала его к черту. Потом я встретила Кори С. Уотерса, и он нас спас. Когда снимаешь на цифру, все немного спят. Я не хочу записывать сцены, я хочу их снимать. Я могу делать кадры. Я хочу, чтобы они шли 24 штуки в секунду. Иногда вырезаешь четыре кадра, и результат получается совершенно другим. В цифре так не монтируешь. На съемочной площадке люди не так внимательны. Когда снимаешь, слышишь камеру, понимаешь, что происходит сейчас. Это не создает удушающего эффекта, а скорее насыщает кровь кислородом. Каждый дубль приобретает совершенно новое значение. Кроме того, «Хронология воды» — это про память, а с цифровым форматом информации слишком много. И я хотела меньшего, чтобы зрители могли проецировать свои эмоции, свои тела, свои воспоминания в фильм. Я считаю, что съёмка на плёнку помогает создать пространство, позволяющее войти в историю. Цифровая съёмка — это целое. Я не первая, кто это делает, но мне понравилось оставлять обрывки плёнки при монтаже. Создаётся впечатление, что изображение отрывается от тебя, что момент внезапно ушёл. Чувство потери реально.
Вы много работали на пленку как актриса?
Редко. Так было с «В диких условиях» Шона Пенна. Разница чувствуется, особенно учитывая, что при цифровой обработке многие режиссёры вообще не делают монтаж. Они позволяют этому происходить между дублями и считают, что для нас это не проблема, но мне это сложно. Мне нужно сосредоточиться, остановиться, посмотреть в другую сторону, перевести дух, прежде чем начать снова.
С другой стороны, исходя из вашего опыта как актрисы, есть ли какие-то определенные способы делать что-то, которые вам нравились и которые вдохновляли вас при создании фильма?
Некоторым режиссёрам удаётся загнать тебя в пузырь, который ничто не может разорвать. Так было с Оливье Ассайасом, Пабло Ларрэйном или Шоном Пенном. Дело не в том, что у всех одинаковое видение фильма, а в том, что все мы на одной волне. Этот опыт заставил меня захотеть воссоздать то же самое на съёмочной площадке. На съёмочной площадке я очень злилась и мне приходилось убеждать всю съёмочную группу быть на моей стороне, несмотря на то, что я невысокого роста, младше их, и к тому же актриса, дурочка, которая никогда не снимала кино, и всё же я была полна энтузиазма и решимости... Лучшие режиссёры, с которыми я работала, умудряются делать всё это очень деликатно. Ничего сложнее я не встречала. Каждый день я думала, что мой фильм — катастрофа, плакала на кухне. Я не спала. А потом, вернувшись домой, поняла, что мы действительно сняли фильм, но не совсем такой, каким я его себе представляла. Нужно принимать новое. Это был главный урок, который я усвоила. Можно продумать каждую деталь, но когда придёт время, придётся оседлать волну, иначе ты труп. В итоге, обнаруживать эти кадры было всё равно что разворачивать кучу подарков. Я была слишком занята, рвал на себе волосы, чтобы увидеть всю красоту, чтобы осознать, что в этой сцене Имоджен была невероятна с первого дубля, и всё же я заставила её переделывать её двенадцать раз.
Какие отличия вы заметили, когда снимали в Европе раньше, по сравнению с США? Съёмки с Келли Райхардт больше похожи на съёмки в Европе?
Действительно, у Келли или Шона я чувствовала себя как на европейской съёмочной площадке. Во Франции технический специалист уважает видение режиссёра и духовный аспект происходящего на площадке. В Соединённых Штатах, в целом, всё более нормативно. Мы не изобретаем велосипед. Мы следуем очень точному плану съёмок. Поэтому нам приходится откладывать всё это в сторону, чтобы сохранить духовный аспект этой работы. У меня сложилось впечатление, что в Европе мы приносим на съёмочную площадку всю свою жизнь, и жизнь каждого имеет значение. Фильм живёт своей собственной жизнью, в то время как в Соединённых Штатах приходится отрешиться от собственного существования и сосредоточиться на небольшой истории, которую пытаешься рассказать. Сталкиваясь с определёнными декорациями, определёнными актёрами, мне иногда трудно признать, что мы делаем одну и ту же работу. Для меня то, что мы играем, должно исходить из того, кто мы есть. Даже когда я шла на это интервью, я чувствовала стресс, потому что никогда не знаешь, справишься ли ты. Мы не марионетки!
Ваш актёрский выбор нетрадиционен: вы смело пробуете себя в разных жанрах и жанрах. Это создаёт у меня впечатление, что для вас важнее всего политический смысл фильмов в самом широком смысле этого слова, то, как они могут изменить представления.
Мой выбор инстинктивен. Думаю, нужно руководствоваться любопытством. Я немного интроверт, поэтому то, что я актриса, кажется совершенно абсурдным, и в то же время приятно, когда меня считают застенчивым человеком. Я использовала эти благоприятные для самопознания условия, чтобы освободиться от цепей, которыми я сама себя приковала, или, скорее, к которым меня приковало общество – и, честно говоря, не думаю, что это моя вина! Когда часто чувствуешь, что тебя не пускают в комнату, или входишь туда, засунув руки в карманы и уставившись в пол, кино – это своего рода шоковая терапия. Поэтому я хочу, чтобы проекты, которые я выбираю, так или иначе меня шокировали. Именно через поиск новизны моя профессия обретает смысл. Всё, что мы делаем со своими телами и голосами, политизировано. Обращение к вопросу самовыражения кажется мне одновременно необходимым и опасным. Нам не следует быть скрытными, но когда мы высказываемся открыто, мы непременно становимся мишенью. Думаю, если мы сейчас снимаем фильмы, они должны быть политическими. Фильм был тепло принят в Каннах; в Соединённых Штатах такого не будет.
Его нет в программе Нью-Йоркского кинофестиваля, это ваш выбор?
Наоборот, его не выбрали, и это меня очень разочаровало, потому что я восхищаюсь этой средой. А если посмотреть на список фильмов, вошедших в отбор, то там много парней.
Интервью провела Оливия Купер-Хаджян в Довиле, 12 сентября.
Хронология воды
Кристен Стюарт
США. Франция. Латвия. 2025.
В главных ролях: Имоджен Путс, Тора Бёрч, Джеймс Белуши. Продолжительность: 2:08. Дата выхода: 15 октября.
Начинающая писательница Лидия (Имоджен Путс) хочет написать «Шум и ярость». Для своего первого полнометражного фильма, адаптированного по автобиографии Лидии Юкнавич с тем же названием, Кристен Стюарт принимает название Фолкнера, вплоть до разрыва. Лидия подвергалась сексуальному насилию со стороны отца с самого раннего возраста. Длительное время находясь под гнетом контролирующих и унизительных отношений, она не смогла стать профессиональной пловчихой, но нашла утешение в писательстве. Чтобы транспонировать обломки жизни, разрываемой между наркотиками, алкоголем и ненавистью к себе, Кристен Стюарт в буквальном смысле выбирает хаос: все звуковое, порезанное и трясущееся. Монтаж замыкается на себе; некоторые повторяющиеся кадры замыкают хронологию или скатываются к поэтическому коллажу. В «Хронологии» есть что-то от «Подстатуи» и «Любовь, ложь, кровотечение». Похоже, феминистская постановка в фильме с солидным бюджетом, по крайней мере, на данный момент, перебарщивает, заливаясь слезами и обливая зрителя жидкостями и кровью – мотив, общий для всех трёх фильмов – короче говоря, превращая клеймо истерии в взрывной бароккоизм, напрочь игнорирующий оригинальность и тонкость. Однако «Хронология воды» по ходу повествования успокаивается, завершаясь водным хэппи-эндом с роквелловским подтекстом: нет спасения после материнства? Фильм обретает тон в контрасте между чрезмерностью первой половины и её прогрессирующей чистотой. Незадолго до финала Лидия, писательница и мать, принимает отца, страдающего амнезией. Она работает, поглаживая ногами книгу, с которой играет сын под столом. Хотя вторжения и издевательства в её детстве не показаны, а скорее намекаются за кадром, наконец-то происходит жест семейной нежности. Когда придет ее отец, Лидия встанет между ним и столом, защищая этим простым жестом накрытый стол, под которым играет равнодушный ребенок, которому однажды доведется ощутить ностальгию по укрытиям от влияния взрослых.
Элен Бунс
«Хронология воды», пожалуй, самый глубокий опыт, который я пережил в театре в этом году. Это, честно говоря, непостижимо, какофония воспоминаний и шума, которая вдавливает нас в кресла и заставляет молиться, чтобы она, подобно воде, окатила нас. Мне в каком-то смысле понравилось.
***
ДЕНЬ 4 30 сентября 2025 г. ХРОНОЛОГИЯ ВОДЫ Режиссёр Кристен Стюарт Фильм хороший и очень затягивает. Мне понравилось, как кадры каждой сцены построены по принципу «настоящее-будущее/прошлое-настоящее».
***
9. «Хронология воды», реж. Кристен Стюарт «Хронология воды» раскрывает страдания и травмы, которые многократно отравляли жизнь женщины. Чувствуется боль от каждого удара, и Стюарт показывает её невероятно убедительно. Фильм с Путс держит в напряжении от начала до конца.
***
За 34 года своей жизни, посмотрев сотни фильмов, я НИКОГДА не чувствовал мурашек по коже после титров. «Хронология воды» — самый откровенный фильм, который я когда-либо видел. Кажется, я впервые в жизни испытал что-то подобное. Боже, как же я люблю кино.
***
«Кристен Стюарт — номинированная на премию «Оскар» ® , актриса, воплотившая целый ряд сложных образов. Этот дебют представляет Стюарт как визионера за камерой, а Путс — как одну из самых смелых и захватывающих актрис своего поколения».
***
#ХронологияВоды – это как если бы Андреа Арнольд и Шон Бейкер завели ребёнка, но с долей нетрадиционного метода повествования Кристофера Нолана. Фильм одновременно оголенный, интимный и структурно смелый. Режиссёрский дебют Кристен Стюарт погружает нас в разрозненные воспоминания Лидии с помощью 16-миллиметровой фактуры и поэтического ритма, сочетая документальную непосредственность с ярким, импрессионистским повествованием. Имоджен Путс играет так, как никогда прежде, справляясь с травмой, зависимостью и перерождением с бесстрашной уязвимостью, что делает её явным претендентом на награды и напоминанием о том, насколько она недооценена. Стюарт режиссирует с поразительной уверенностью, превращая хаос в катарсис и доказывая, что она достойна быть по ту сторону камеры. Первые отзывы говорят о том, что это не только ослепительный дебют Стюарт, но и переломный момент в её карьере.
Если вы поклонник Кристен Стюарт, обязательно посмотрите! Это здорово
***
#BKKIFF2025 : ХРОНОЛОГИЯ ВОДЫ - исключительный режиссерский дебют Кристен Стюарт, который действительно обладает уникальным голосом и незабываемым опытом путешествия от сырой адаптации мемуаров Лидии Юкнавич. В этом есть немного схожих вкусов с Линн Рэмси и Терренсом Маликом, но, к счастью, Стюарт может контролировать свой собственный стиль кинопроизводства таким блестящим образом. Возможно, это лучшая игра Имоджен Путс за всю ее карьеру, и, надеюсь, ее наконец-то ждет солидный большой прорыв (который она заслуживала на протяжении десятилетия) в этом фильме. Хотя он, безусловно, «не для всех» и довольно тревожный в плане темы сексуальных домогательств, но это один из тех фильмов, который вы должны увидеть хотя бы раз в жизни. К. Стью действительно многообещающий начинающий режиссер.
***
Посмотрев фильм на большом экране, Бертран не мог поверить своим глазам. «Я не ожидал, что Кристен Стюарт окажется такой креативной и такой безумной. Для меня она была фигурой в таблоидах, а потом я открыл для себя настоящего художника». «Этот фильм — пощёчина!» — продолжает Брижит. «Он не обязательно лёгкий, его нужно переварить... но это действительно прекрасный фильм, великолепное внутреннее путешествие».
***
@DeauvilleUS #Chronologyofwater Сюжет взят из романа, немного запутан, но интерпретация сильная. История насыщенная и сильная... Браво, Кристен, за такой оригинальный, неподдельный фильм, где она иногда нас теряет, но в конце возвращает... 16/20
***
Кристен Стюарт прорывается сквозь экран «Хронология воды» — это не фильм. Это ударная волна. Первый полнометражный фильм Стюарт. Экранизация романа Лидии Юкнавич. Чувственное путешествие к стойкости. Смело. Интуитивно. Необходимо.
***
• Хронология воды — Кристен Стюарт Амбициозный и отлично снятый для дебютного фильма. Каждая сцена тщательно смонтирована. Имоджен Путс невероятна. Сильная история о женщине, которая пытается выжить, особенно благодаря писательству. #Deauville2025
***
Информация и материалы, использованные в статье, взяты из открытых источников в Интернете. Если не указан конкретный источник, они принадлежат авторам и правообладателям.
Специально для http://vyruchajkomnata.ru/, Официальная группа Вконтакте Кристен Стюарт/Роберт Паттинсон.Выручайкомната (подписаемся на группу) Полное или частичное копирование информации разрешается после согласования с администрацией и с указанием активных ссылок на сайте.
