Клер Дени рассказывает о фильме "Высокая жизнь"
«Клэр Дени любит снимать людей по собственной правде, у нее отличное чувство достоинства и уважения. И все же, используя людей, как она их видит, в ее работе есть честность, которую я ценю». - Жюльетт Бинош Juliette Binoche #HighLife
#HighLife "Роберт Паттинсон, он знаком мне , он уже как старый друг" - Клэр Дени
Когда вводится главный персонаж «High Life», которого играет #RobertPattinson, он «прижимается к внешней части космического корабля, как альпинист к отвесному обрыву». Позже, когда он выходит из скафандра, он делает это «как рыцарь, снимающий броню».
перевод: Anisha
Выдержки из интервью Клэр Дени, режиссера «Высшего общества» журналу «The New Yorker» 21 мая 2018 с упоминанием Роберта Паттинсона.
«Высшее общество» стоит в миллионы раз больше, чем любой предыдущий фильм Дени. На первый взгляд фильм кажется резко отличающимся по содержанию от ее предыдущих работ, но предпосылки к его созданию зрели в голове Дени более десяти лет. В течение многих лет она хотела рассказать историю о последнем человеке на земле.
В фильме галактические каторжники гибнут один за другим. Только один преступник выживает вместе со своей дочерью, которая родилась на корабле. (Олаф Элиассон, датско-исландский художник-концептуалист, который десять лет назад возвел водопады в Ист-Ривер, спроектировал космический корабль для фильма.) Их отношения - буквально выкованные в вакууме, с запахом табу - были ее основным интересом к истории.
«Это женщина и мужчина» - говорит Дени. «Это семейные узы, но это не один и тот же пол».
Сценарий, который Клэр Дени писала вместе со своим сценаристом Жаном-Полем Фарго, занял годы (Зэди Смит и Ник Лэрд работали над проектом, который Дени отклонила). Хотя Клэр и рассматривает сценарий просто как временные файлы для информации к размышлению, она часто использует в них очень чувственные детали. Когда главный герой «Высшего общества», которого играет Роберт Паттинсон, входил в корабль, «он прижимался к обшивке космического корабля как альпинист у отвесной скалы». Позже, когда он снимает скафандр, то он делает это «как рыцарь, снимающий доспехи».
Дени увидела Паттинсона в «Сумерках» и была сражена его душераздирающей харизмой. Она хотела в «Высшее общество» кого-то постарше, какое-то время она думала о Филипе Сеймуре Хоффмане, но после встречи с Паттинсоном в Лос-Анджелесе и Париже она поняла, что «он уже в фильме». «Когда он спросил меня: «Вы уверены?», я ответила: «Уже поздно. Либо ты, либо никто».
Роберт Паттинсон, тот, кто, по словам многих людей, проводил массу времени на съемочной площадке, задавая экзистенциальные вопросы: «Подождите, кто я в этом фильме? Что мы делаем здесь?» - сказал мне, что «это очень абстрактный способ работы. Это, скорее, похоже на экспериментальный театр».
Чувственность Дени может объяснить ее отношения с актерами, которые, почти все, с кем я разговаривал, описывают в романтических тонах. «В этом больше эротики, чем психологии», - сказала Аньес Годар, многолетний оператор Дени. Очевидец вспоминает, как был свидетелем первой встречи Дени и Паттинсона в Лос-Анджелесе. «Это были два человека на свидании, мне не было там места, может быть мне стоило оттуда уйти?».
С явной гордостью Дени вспоминает, как Паттинсон ездил к ней из Лондона на поезде, чтобы навестить ее в Париже. «Он приезжал ко мне как друг», - говорит она. «Вы знаете, что в Лондоне Роберту приходилось прятаться от девушек?». (Представитель Паттинсона отрицает, что ему приходилось прятаться от кого бы то ни было).
Лорен (Эндрю Лорен - продюсер "Высшего общества" - прим. пер.) сказал мне: «Клэр любит, когда за ней ухаживают. Она хочет, чтобы ее актеры и актрисы желали ее с такой же силой, как и она их». Он говорил, что «на съемочной площадке, метафорически, они все становились либо ее детьми, либо ее любовниками - это трудно объяснить словами».
Интервью полностью
Перевод: uzhik, специально для only-r.com
Клер Дени об эмоциональном путешествии «Высшего общества» и о том, что кинопроизводство сродни убийству
Совершенно откровенно: в действительности, это не интервью о фильме «Впусти солнце» Клер Дени, с которой я встретился накануне выхода ее фильма в США, взятом мною на заметку, как и многими киноманами. Просто «Впусти солнце» все время находилось у меня в подсознании, с того момента, как семь месяцев назад я увидел его на кинофестивале в Нью-Йорке - там я захотел поговорить с Дени, и еще это связано не в последнюю очередь с ее съемками, к нашему счастью, долгожданного фильма с Робертом Паттинсоном «Высшее общество».
Многие вопросы об этом волнующем, мистическом фильме, которые накопились за долгое время, я так и не задал – на пользу интервью, как позже выяснилось. У Дени, как видно по фильмам в обоих случаях, пытливый ум, и ясно, что через год после премьеры «Впусти солнце» - фильм, о котором она дала множество интервью, и по собственному признанию, ответила на многие вопросы – уже в прошлом; а «Высшее общество» и личная потеря, связанная с ней, держат сейчас крепко.
Представление фильма: как прошел вечер вопросов и ответов?
Клер Дени: Каким был вчерашний вечер вопросов и ответов… Я думаю, возможно, лица большинства людей были довольными. Вопросы от зарубежных представителей и своих не слишком отличались; большинство вопросов были про Жюльет Бинош. Во-вторых спрашивали, что если это адаптация Фрагментов Роланда Барта, то почему я сохранила фрагментарность. И третья группа вопросов так или иначе касалась состояния женщины среднего возраста – она героиня, она сильная или слишком ранимая, или тупая?
Психологических вопросов я, честно говоря, стараюсь избегать, потому что я не стараюсь копаться в себе. Я не занимаюсь самоанализом, когда у меня неприятности, когда моя жизнь не столь безоблачна. Я не анализирую себя с точки зрения психологии, я думаю, что либо я проиграю, либо поймаю удачу. Вы знаете? Я всегда оцениваю собственную ситуацию очень просто: либо я жертва, либо я борец. Поэтому, когда приходит время специфических психологических вопросов, я думаю, что лучше… Это не связано с кинематографом. Кино более абстрактно… Не совсем абстрактно, но лучше на таких вещах не заострять особого внимания.
Вопрос, который я хочу задать, слишком психологичен…
Ах, нет, возможно нет.
Хорошо, на кинофестивале в Нью-Йорке вы мне сказали что-то вроде
Это было так странно. Я снимала в Германии. Прилетела утром (смеется) Нет, это было странно. По любому.
Вы сказали, что написание сценария с Кристен Анго – это процесс включения кусочков ваших жизней и особенностей ваших личностей в фильм. Это нашло во мне отклик, потому что одним из моих любимых фильмов, сделанных Вами, является U.S. Go Home, который предположительно основан на – ...
Автобиографическом материале, да. Хотя я и не встретила Винсента Галло, когда мне было 14 лет – к сожалению.
Я не так часто видел ваши работы, отмеченные как автобиографические, это скорее предположения инсайдеров. Есть что-то еще в вашей фильмографии, о чем мы не догадываемся?
Я думаю, много всего. Возможно, мой первый фильм, Шоколад, всегда считался автобиографичным. Но вы правы U.S. Go Home более биографичен. За исключением того, что положение в Африке в конце колониального периода более реалистично, потому что я выросла в Африке. Но U.S. Go Home ближе мне повзрослевшей. Мне кажется, в некотором смысле, я бы не смогла воплотить тот персонаж, который слишком далек от меня. Как, например, персонаж Мишеля Сюбора в «Незваном госте» (TheIntruder) очень близок самому Мишелю. Теперь Мишель говорит мне: «Это моя реальная жизнь. Это чисто биографический фильм». Но это и моя биография. Если бы я была мужчиной, я была бы именно таким мужчиной из 70-х.
Изабель Юппер в «Белом материале» очень близка мне, понимаешь? И не только. Я думаю, что Изабель настолько проницательна, талантлива и остроумная, что она все это время изучала меня. Я этого не осознавала, но она явно что-то делала. Когда я монтировала фильм, то я увидела, что она действует так же, как я. И я поняла – хотя и никогда не имела кофейной плантации – что в этом фильме есть много вещей, созвучных мне, и Изабель подчеркнула их. Это правильный ответ?
Я сказал бы да. Вы сняли «Впусти солнце» всего за 5 недель.
Да. Очень быстро.
Это быстро для Вас?
Да.
Вы не находите, что появляется другая энергетика, когда вы работаете быстрее?
У меня никогда не было длительного периода. У меня никогда не было большого бюджета. Я бы сказала, что мой бюджет был всегда слишком мал для того, что я хочу сделать, и я воспринимала это как слишком узкие джинсы, думая: «возможно, это будет лучше для моей жизни». Вы понимаете, что я имею в виду? Я думаю, это давало мне своеобразную яростную энергию борьбы против всех шансов. Если бы мне было легче, возможно, я бы остановилась и не стала бы ничего делать. Но этот фильм, я ждала съемок этого фильма, Высшее общество, с Робертом Паттинсоном, и каждый месяц повторялось одно и тоже: «Надо подождать еще три недели». Прошло 4, почти 5 лет, и Роберт ждал, и я чувствовала, что я умираю. Это было не ожидание, это была безнадежность. И когда мне предложили сделать этот фильм с небольшим бюджетом, я сказала «да», потому что этот фильм разбудил мои чувства. Я была парализована ситуацией, мне было стыдно, что Роберт ждал меня. Стыдно было обманывать. И это предложение, вау, было чистой радостью.
Я думал о том, что иногда вы снимаете фильмы очень связанные между собой. Так было с фильмами «Неприятности каждый день» и «Пятница, вечер», «35 стопок рома» и «Белый материал», и теперь «Высшее общество». Вы можете сказать, как один из них связан с другим?
Конечно. Я не помню кто – какой-то известный режиссер – говорил, вы снимаете фильм вопреки предыдущим
Арно Десплин мне это говорил. Вы имеете в виду его?
Нет, не он. Кажется, это сказал известный американский режиссер. Не Хичкок. Возможно, Говард Хоукс. Кто-то такой, кто может сказать жестко. И я думаю, между прочим, что это правда, но в процессе создания фильма наперекор предыдущему возникает странная вещь, когда вы понимаете, что они более схожи, чем вы думали во время съемок, что у них много общего. И что они не противники. Один связан с другим. И один поддерживает другого.
На практическом уровне я думаю об истощении потенциала.
В этот раз все было тяжело. Я так долго ждала, чтобы снять «Высшее общество», а когда перестала, мне сказали: «Будьте готовы к 4 сентября». И я знала, что не буду готова. Художественная часть не будет готова. Единственным человеком, кто был всегда готов, был Роберт. Затем я потеряла Патрисию Аркетт, а затем ко мне подошла Жюльет и сказала: «Я хочу заменить ее». Было много приятных моментов, например, когда Роберт сказал мне замечательную вещь: «Видите, Клэр, вы думали, что я слишком молод четыре года назад. Может, теперь вы примете меня, потому что я стал старше». Это правда, что в начале я говорила ему, что хочу парня постарше.
Это было болезненно для меня, потому что я задыхалась и потому что я теряла мать, пока я снимала в Германии. Мой мозг был занят мыслями о том, что я хочу быть в Париже и держать ее за руку, а с другой стороны, я не хотела предавать актеров. Я всегда была раздвоена, и я не думала о том, что это самый печальный момент в моей жизни, потому что только раз в жизни вы теряете мать. Поэтому у меня не было такого опыта. Это не похоже на любовный роман, понимаете? Я знала, что теряю мать и снимала в Кельне – четыре часа пути до Парижа на поезде – и это было крайне странно. Возможно, я привнесла в фильм какую-то долю печали, но я полностью доверилась Роберту - как будто я сказала ему: «Я здесь ради тебя. В противном случае я бы уже мчалась в поезде назад, в госпиталь». Я почти плакала.
Мне жаль
Это правда. Это правда. Теперь я знаю, что значит потерять мать. Но тогда я думала… Потерять мать в молодом возрасте это одно. Что касается меня, я была старшим ребенком в семье, и у нас с матерью была своеобразная дружба, как будто мы были подругами. Не как мама и дочь - я имею в виду, совсем немного этого. Но теперь она для меня не бессмертна. Это так странно. Но в тот период для меня был важно снять фильм, не предать фильм. Я не позволила себе сделать это. А может быть, я предала его. Я не знаю.
Это отчасти связано с родительством, верно?
Да, о родительстве. Как «35 стопок рома» - отец и дочь.
Вы не находите, что ваши фильмы являются вехами вашей жизни?
Конечно. Я думаю, что причина, по которой трудно заранее говорить о фильме, заключается в том, что процесс съемок и подготовки к ним — это своего рода новая эра, новые отношения в моей жизни. Это совсем другой, новый для меня опыт. Фильм случается только раз, не дважды, так что опыта нет. Это не потому, что это третий фильм, четвертый или пятый. Это первый и единственный раз, единственный раз в монтажной комнате, когда я могу вдруг увидеть в фильме немного себя. Пока я снимаю или готовлюсь к съемкам, я проецирую все, что живет во мне, в фильм. Все то, что я избегаю или скрываю. Хотя я не думаю, что я отображаю всю себя, всю свою энергию, на фильм.
Я также показываю в фильме все свои опасения, все чего я стремлюсь избежать в жизни – и все за один раз. И я знаю, что это только единожды, только в течение нескольких недель, а ведь редко можно что-то испытать только раз. Может быть, в случае убийства. Вы можете убить человека только один раз, вы знаете? И второе убийство вовсе не связано с первым. Я всегда думаю, что кинопроизводство - это что-то вроде серийных преступлений. Существует некая связь: все совершает один и тот же человек, но всегда что-то иное, и это приносит столько любви.
Я брал интервью у многих кинематографистов. Вы первая, кто сравнил кинопроизводство с убийством.
Но это честно. Потому что, когда я говорю убийство, это не потому, что я хочу быть оригинальной. Нет. Я имею в виду, потому что в кино есть что-то связанное с жизнью и смертью. Первый раз я сняла смерть в фильме No Fear, No Die— смерть Алекса Деска. И я помню, что это было большим шоком для меня. Я помню, как Жак Риветт сказал мне: "Вы должны дважды подумать, прежде чем убить одного персонажа в фильме”. И я поняла, что это правда. Вопрос смерти и жизни возникает, даже когда в фильме нет убийства, потому что я понятия не имею, где я. Я делаю все возможное, но я знаю, что это может закончиться очень плохо для меня. Это может быть такой плохой фильм. Я бы предпочла умереть мгновенно.
(Смеется)
Нет, я не шучу в этом вопросе. Если фильм будет слишком плохим, я спрыгну. Я не переживу очень плохой фильм.
Но вы хорошо работали все это время.
Безопасность – это то, что я никогда не испытывала или испытывала редко. Очень редко. Когда я снимала последнюю сцену с Депардье и Жюльет, Жерар сказал: «Хорошо, мне нравится эта сцена, но надо сделать за один день». А там семь страниц. Я спросила: «Я смогу сделать это? Смогу я выдержать напряжение, чтобы сделать в один день?» И, конечно, он оказался прав. Это было самым легким – снять все за один день. Предположим, у меня была бы неделя на съемки. Это было бы катастрофой. Но, с другой стороны, пока я снимала, я вся была в напряжении, я буквально окаменела.
Вы говорили, что выбор команды для вас вопрос доверия к людям. Что является показателем того, что можно кому-то доверять?
Это так же, как люди меня спрашивают: «Какой ты проводишь кастинг?» Я отвечаю: «Я никогда не провожу кастинга или проб для кого-то». Так случилось по каким-то причинам - возможно, у меня не хватает духа проводить кастинг или пробы. Я чувствую людей, понимаю, что человек важен для меня и значит, необходимо доверие. И когда я встречаю актера или актрису, для меня ненавистна сама мысль о пробах. И я не слишком доверяю себе в таких вопросах, знаете ли. Я могу поделится с кем-нибудь только доверием, а не собой. Мой английский меня очень смущает.
Нет, все в порядке. Вы где изучали английский язык?
Я выучила английский, когда я была школьницей и открыла для себя ночное британское радио, радио Каролины. Это радиостанция находилась посреди моря, потому что тогда были запрещены бесплатные радиоканалы. Я, помню, слушала The Animals, The Byrds и, конечно, Beatles. И я думаю, именно из-за The Animals я захотела немедленно стать англичанкой. Я каждое лето проводила в Англии, работала. Я работала в магазинах, в офисах, я делала любую летнюю работу, чтобы проводить в Англии столько времени, сколько могла, потому что я испытывала некое сопротивление при изучении английского в школе. Я хотела научиться английскому у англичан, разговаривать, как разговаривают они. Мне нравилась Англия и англичане.
Конечно, американские фильмы, ритм американского языка для меня несколько иной. В английском акценте было что-то, что сводило меня с ума, понимаешь? И я хотела изучать это на месте, а не в школе. Это только позже я начала читать по-английски, изучать Шекспира и других известных авторов. Начала читать по-английски для того, чтобы преодолеть… у меня было что-то вроде… неприятия к учебе. Так, читая книги, по собственному выбору, я учила слова и ритм. Американский язык пришел, конечно, через песни и группы и, в основном, через фильмы. Да, большей частью через фильмы.
Одна из лучших сцен среди прочих – это сцена из фильма U.S. Go Home, где Грегори Колин танцует под музыку Animals’ “Hey Gyp.”
Пять лет назад в Берлине со мной произошел один случай. Я там была по приглашению Арте, французского телеканала и они сказали: «У нас для вас есть сюрприз». Там проходил частный концерт Animals, и я встретилась с певцом, который был моим первым кумиром. Это было здорово. Мне он понравился, и когда он поехал в ЛА с группой War. Я думаю, это тоже здорово.
Когда я в последний раз разговаривал с Оливье Ассайясом, он говорил мне о контроле над субтитрами на английском языке для его фильмов. Вы участвуете в этом процессе?
Когда я снимала «Высшее общество», английский продюсер познакомил меня с английской писательницей. Мне было любопытно с ней встретиться. Но по некоторым причинам я этого боялась. Хотя я действительно согласилась на совместную работу с ней, но она была так далека. У нас не было согласия ни в чем, ни в вопросах литературы, ни в вопросах музыки, ни в кастинге. Она твердила мне, что выбор Роберта Паттинсона самый худший. Потом я продолжила работать только с Эндрю, который работал переводчиком и с Оливером. Я попросила его быть рядом с собой. Я не хотела никого другого еще, потому что иначе контролером будет кто-то, кто совсем не заинтересован в фильме, а только в практическом английском, а это уже подделка.
Я помню, что было у меня в сценарии (подносит руки к лицу). Я сошла с ума. Потому что я сначала написала сценарий на французском, потом он был переведен. Там описывалось место, которое я назвала «Машина любви», это место, куда люди могли прийти и реализовать свои сексуальные фантазии. Переводчица сказала мне, что название «Машина любви» тупое, потому что есть такая песня. Это ерунда. «Но это помогает мне понять ее значение», - ответила я. И это стало «Секс-коробкой». Но уже без нее, потому что тогда я подумала: «Возможно, она права». Но мне нужно было перейти от «Машины любви» к «Секс-коробке», к некому жестяному образу этого. Стюарт сказал: «О, это просто коробка». И я ответила: «Да, коробка. Великолепно. Секс-коробка», Это неожиданно помогло мне.
Мне кажется, я должен упомянуть, что среди моих материалов есть и материал про бывшего члена вашей команды Риветта. Мне очень понравилось ваш документальный фильм о нем
О, нет! Прекрасно. Здорово. Во время съемок «Высшего общества» я думала о Ромео и Джульетте, о словах отца Джульетты - всего несколько строк. Когда он говорит своей дочери «Моя маленькая ноша». То есть он думает, что она его, но в тоже время она поклажа, которую тяжело нести. Я думала, что это прекрасно, и поэтому я попросила Роберта добавить эту фразу в диалог. Я думала, он начнет говорить: «Нет, это крайне старомодно. Как я могу сказать «моя маленькая ноша». Но в конце концов ему понравилось, и он сказал это. Поэтому контроль за английским языком — это то, что связано с песнями и чтением – музыка звуков и чтение чувств. Как переход от «Машины любви» к «Секс-коробке». Для меня это прекрасный пример настоящего английского.
Ваш английский действительно очень хорош, если вы смогли перейти от «Машины любви» к «Секс-коробке».
Да, спасибо.
Вы начали этот год прекрасным фильмом, надеемся на следующий.
Я надеюсь. Да, я закончу в июне. Я думаю, Роберт закончит озвучку в конце мая, монтаж в июне, и я надеюсь добавить еще некоторые эффекты.
Перевод: uzhik, специально для only-r.com
Специально для http://vyruchajkomnata.ru/ , официальной группы Вконтакте Кристен Стюарт/Роберт Паттинсон.Vyruchajkomnata(подписываемся на группу) и Твиттера @Vyruchajkomnata. Полное или частичное копирование информации разрешается после согласования с администрацией и с указанием активной ссылки на сайт.