Конец модной эпохи: воспоминания о Карле Лагерфельде
Карл Лагерфельд, основатель собственного дома моды, главный модельер Fendi и Chanel, скончался во Франции в возрасте 85 лет. Его называли Карл Великий — за неуемную энергию, высокую трудоспособность и выдающиеся достижения. Сложно поверить, но Лагерфельд создавал более десяти коллекций в год, лично фотографируя рекламные кампании вышеупомянутых брендов. Также модельер прославился благодаря грандиозным показам дома моды Chanel, где он выстраивал настоящее шоу с уникальной атмосферой вокруг демонстрации новой коллекции одежды.Вспоминаем, как человек, которого всегда интересовало лишь его собственное мнение, заставил весь мир прислушиваться к себе и приобрел статус легенды.
«ЭЛЕГАНТНОСТЬ - ЭТО ПОЗИЦИЯ»
Великий модернист современности Карл Лагерфельд заявлял, что каждый человек достоин самостоятельно написать свою историю. Вероятно, поэтому точная дата его рождения неизвестна даже Британской энциклопедии. Вчера 19 февраля Карл Лагерфельд ушел из жизни, отставив миру еще множество своих загадок. Дома моды Жана Пату, Фенди, Хлое, Крициа, Валентино (Jean Patou`s,Fendi, Chloe. Krizia, Valentino) и, разумеется, Шанель (Chanel), чьим художественным директором последние 35 лет работал Карл Лагерфельд. Сегодня скорбят все. Вспоминаем путь маэстро моды: от головокружительных успехов с первых шагов в профессиональной моде и до главного кутюрье ведущих европейских Домов. А еще Карл Лагерфельд — фотограф, коллекционер, издатель и один из наиболее эпатажных жителей планеты — задал отдельное направление не только в высокой моде, но и в стиле жизни.
В фешн-обществе Лагерфельд получил прозвище "железный Кайзер" за четкое и неукоснительное следование собственному стилю. Он задавал тон моды в ведущих домах, его почитали и боготворили.
«Я верю только в инстинкт»
Карл Лагерфельд окутал атмосферой тайны дату собственного появления на свет. «Все было не так, как все думают», — уверял он. Согласно официальным данным, Карл родился 10 сентября 1933 в Гамбурге. Но сам он заявлял, что произошло это в 1938. А однажды признался, что рожден «конечно же, 10 сентября 1935 года». И всё обещал выложить на всеобщее обозрение подтверждающие документы, но так и не сделал этого.
Детство Лагерфельда было благополучным – его отец заработал состояние на поставках консервированного молока – но не слишком счастливым. С другими детьми мальчик общаться он не хотел, считая их всех «ужасными». Маленький Карл в одиночестве читал книги, изучал языки, рисовал и мечтал поскорее вырасти.
Оставил он загадки и о своих родителях. Иногда, рассказывая о довоенном Гамбурге, Лагерфельд говорил о своей семье немецкого промышленника и шведской аристократки. А в некоторых интервью настаивал, что из шведской аристократической семьи происходил как раз его отец — Отто Лагерфельд, а мать Элизабет Балманн была продавщицей белья в бутике Берлина. По словам кутюрье, позднее в Париже именно она привела Карла на показ осенней коллекции Диор, и вдохновленный юноша зарисовал ее полностью.
В перечне его недвижимости есть дома не только в Париже, Сен-Тропе и Баиррице, но и окрестностях Гамбурга. Осенью 2018 года на продажу выставили бывшую виллу дизайнера в Германии, на берегу Эльбы. На вилле Лагерфельд бывал с 1991 по 1998 годы. Общая жилая площадь Villa Jako, названный Лагерфельдом в честь его возлюбленного Жака де Башира, — 443 кв. м. Сейчас вилла продается за за $11,7 млн.
О матери Лагерфельд рассказал в марте 2005 года, поблагодарив ее за то, что никогда не курил. «Она говорила: Если ты куришь, руки всегда на виду, а твои не особенно хороши. Поэтому у меня никогда не было сигареты. Я хотел порадовать ее, потому что она ненавидела что-то второсортное», — рассказывал дизайнер.
«Мода — это игра, в которую нужно играть всерьез»
"В самом начале я хотел быть иллюстратором или просто художником. Мода интересовала меня ещё до того, как я узнал, что она называется модой. Мне просто нравилось рассматривать костюмы на картинах, рисунках и одежду, окружающую меня", – скажет он позже в одном из интервью.
В 14 лет будущий модельер переехал вместе с родителями в Париж, где поступил в Высшую школу искусств (при Синдикате высокой моды в Париже) и уже через год стал лучшим среди молодых дизайнеров. Успех не заставил себя долго ждать: на конкурсе в 1955-м , объявленном International Wool Secretariat (Международного секретариата шерсти), он получил первую премию за эскиз «идеального пальто». Стоит заметить, что в этом же конкурсе Ив-Сен Лоран также получил первую премию – за эскиз платья.
Талант Лагерфельда не остался незамеченным, и модельер Пьер Бальмэн (владелец популярнейшего французского Дома мода своего имени, который в 50-е годы прошлого века считался таким же авторитетным как Дом Dior) пригласил подающего надежды 21-однолетнего юношу на должность своего ассистента. На этой работе Карл продержался три года, после чего со словами «я рожден не для того, чтобы быть ассистентом», покинул модный дом. С тех пор Карл Лагерфельд возглавлял несколько домов моды. Он также открыл свой собственный и в качестве независимого дизайнера создавал часто одновременно совершенно разные коллекции.
21-однолетний Карл Лагерфильд
«Занимайтесь тем, что делает вас счастливыми»
Следующее место работы, модный дом Jean Patou, едва не заставило Карла полностью разочароваться в мире моды: чувство, что он может сделать больше, чем позволяли ему узкие рамки скромной должности, побудило Лагерфельда покинуть и его, проработав там четыре года.
«Мы производим такие товары, которые никому не нужны, но людям нравятся»
Вот что писали в отзывах о его первой коллекции для этого дома:
"...Молодой двадцатипятилетний дизайнер Ролан Карл (в тот период своей жизни Лагерфельд предпочитал называть себя именно так. – прим. Авт.) представил коллекцию сложных форм. Короткие чёрные коктейльные платья были скроены так широко и имели столь откровенное декольте, что некоторые дамы на первом ряду от изумления открыли рты. Другие же вечерние и коктейльные платья имели очень и очень глубокий вырез на спине".
Бросив все, он отправляется в Италию, чтобы изучать историю искусств. Однако призвание не отпускает так просто, и вскоре кутюрье возвращается к работе в статусе фриланс-дизайнера.
В 1963-м Лагерфельд начал работать в трёх модных домах одновременно – Chloé (рядом с Габи Аньон, создательницей богемного женского стиля, придумавшей легендарные платья-туники телесного цвета, навеянные нарядами студенток Латинского квартала), Krizia и Charles Jourdan, а спустя девять лет решил основать первую собственную линию – Karl Lagerfeld Impression. В Fendi он оказался в 1967-м, а в Chanel – в 1983 году, через десять лет после того, как не стало Коко Шанель. В конце 90-х считалось, что стиль Лагерфельда стал гораздо ближе к стилю самой Шанель, будь то костюмы или романтические вечерние платья в стиле Belle Époque. А в 1974 собственную линию — Karl Lagerfeld Impression. «Тщеславие — самая здоровая вещь в жизни», — уверен дизайнер. С 1984 года Лагерфельд параллельно выпускает коллекции под собственным именем – KL и KL by Karl Lagerfeld.
Уже тогда эксперты моды видели и высоко ценили его уникальный стиль. Несмотря на то, что Лагерфельд работал с разными домами и создавал для каждого неповторимые образы, характерные черты, присущие только его руке, присутствовали в каждом из них. Неудивительно, что вскоре он получил предложение преподавать в Венской высшей школе искусств в должности профессора.
«Никогда не говорите: «Я мог это сделать». Ведь вы этого не сделали»
Интересы Лагерфельда всегда распространялись куда шире, чем только дизайн одежды. Обувь, шляпы, бижутерия, парфюмерия, ткани, аксессуары, мех – все, чего касалась его легкая рука, превращалось, как в сказке, в золото. Неудивительно, что в именитых модных домах он был буквально нарасхват.
Сестры Фенди боготворили великого дизайнера, признаваясь, что понимают его с полувзгляда и готовы передавать своим клиентам все идеи мастера. Даже когда в 1992 он пригласил принять участие в показе Fendi настоящих танцовщиц стриптиза и порноактрису (и это вызвало ужасный скандал), его не отстранили от руководства домом. Коллекцию тогда раскупили в рекордное время: всего за две недели.
А он, в свою очередь, сделал Fendi номером один в том, что касалось меха: игнорируя протесты «зеленых», которые, кстати, не давали покоя Лагерфельду с тех самых пор и до конца жизни, он создавал уникальные меховые коллекции.
«Нет ничего предосудительного в том, что люди убивают животных. Будь у них возможность – они сами убивали бы людей», — так пояснял свое отношение к использованию меха мастер.
Одной из последних шумих, вызванных модельером, стала съемка Кончиты Вурст, победительницы «Евровидения 2014» и беременной модели Эшли Гуд.
«У Шанель была своя жизнь. Она закончилась. Я сделал все, чтобы продлить ее»
В 1983 году владелец Chanel Ален Вертхаймер принял, как уверяют эксперты, величайшее решение в мире моды. В компанию, которая после смерти своей основательницы сосредоточилась на выпуске парфюмерии, он пригласил дизайнера Лагерфельда – и не только спас модный дом от медленной, но неминуемой гибели, но и вывел его на новые, едва досягаемые высоты.
Гениальный кутюрье начал свою работу в Chanel с того, что структурировал наследие великой Коко. Он определил ключевые правила ее узнаваемого стиля. Это был характерный набор цветов – золото, беж, розовый, черный, и предметов – маленькое черное платье, твидовый жакет, двуцветные балетки, крупный жемчуг. Лагерфельд перетряхнул ДНК Chanel, вытащив оттуда жакеты с четырьмя карманами, мужские твиды, сочетание жакета и джемпера, маленькое черное платье, двухцветную обувь и стеганую сумку, превратив старомодные буржуазные вещи в универсальные предметы.
Вот как он говорил о своем приходе в Chanel в недавнем интервью: «Когда я пришел в Chanel, никто не говорил о Коко Шанель. Именно я снова обратился к истории Шанель, и это же было правильным решением, да? Тогда все говорили мне: «Не лезь в это». Бренд мертв, потому что 35 лет назад старые модные дома считались навсегда забытыми. Это сегодня все хотят возрождать марки, хотя это не всегда хорошая идея».
Не отступая от стиля дома, он сумел передать дух Chanel вещам, которые до этого времени не ассоциировались с высокой модой – включая доски для серфинга и горные лыжи. А в новых коллекциях объединил силу бренда с уличной модой, на что до Лагерфельда также никто не отважился.
При этом дизайнеру хватило смелости поспорить и с великой Коко. «Колени – самая безобразная часть женского тела, их нужно прятать!» — утверждала Шанель. А Лагерфельд в первой же коллекции нарушил табу, дополнив классические жакеты задорным мини. Несмотря на то, кому именно принадлежит авторство мини-юбки, по-настоящему модной и актуальной сделал ее именно Карл Лагерфельд. Карл Лагерфельд стал не просто обязательным атрибутом мира моды, но его жизнеобразующим центром. Его мнение было решающим. В 1980 году именно Лагерфельд вводит моду на мини-юбки, а затем на юбки-шорты. Он всегда умудрялся делать то, что от него не ждут, и в этом ещё одна его сильная сторона. В юности большую часть свободного времени Лагерфельд проводил с титанами искусства самых разных сфер – Жаном Кокто, Жан-Полем Сартром. Когда-то учился на одном курсе с Ив Сен-Лораном – тогда зародилось их противостояние, позже переросшее в дружбу (но недолгую).
«Человеческие чувства? Я их никогда не испытывал»
Скандалы, которые могли бы погубить, казалось, судьбу любого дизайнера, для Лагерфельда оставались незамеченными – в том статусе, которого он достиг, мастер мог себе позволить любые высказывания и поступки.
В 1994 году для показа Chanel он создал платье, лиф которого был расписан строками из Корана. В ответ на возмущение мусульманского сообщества Карл пояснил, что текст на платье — просто отрывок из любовной поэмы. Модный дом был вынужден принести публичные извинения и пообещать сжечь оскорбляющую чувства верующих одежду.
Его коллаборация с H&M также вызвала большой шум в прессе после того, как компания выпустила модели, разработанные кутюрье, во всех доступных размерах. «То, что я разработал, является модой для худых, стройных людей. Такова была изначальная идея», — категорично заявил автор.
«Толстые мамаши, сидящие с пачкой чипсов у телевизора и говорящие, что модели отвратительно худые, звучат неубедительно», — так Лагерфельд отзывался обо всех, кто не совпадал с его представлениям о красоте. Досталось от него и русским мужчинам. По словам кутюрье, на месте русских женщин он лучше бы стал лесбиянкой, чем имел отношения с ними – настолько они не соответствовали его критериям прекрасного.
В течение всей своей жизни талантливый модельер то и дело попадал в громкие скандалы из-за собственных спорных высказываний, особенно в отношении женщин. Так, например, в интервью The New York Times в 2015 году он сказал: «Я ненавижу уродливых людей». Карл Лагерфельд резко раскритиковал движение #Metoo: «Если не хочешь, чтобы тебе спустили штаны — не становись моделью и иди в монастырь», а также был настроен крайне негативно к женщинам с избыточным весом: «Никто не хочет видеть полных женщин на подиуме, ожирение — это болезнь». Когда его спрашивали про популярный в наши дни феминизм, знаменитый дизайнер отвечал: «Я не стал феминистом, потому что я недостаточно уродлив для этого».
Впрочем, не менее строг Лагерфельд был и к себе: «Мои жизненные амбиции сводятся к тому, чтобы носить джинсы 28-го размера».
Карл Лагерфельд никогда не говорил открыто о своих сексуальных наклонностях. В своей книге он писал, что его мать относилась к гомосексуализму очень лояльно, сравнивая различную ориентацию с разным цветом волос у людей. В 2013 году модельер закрыл показ Chanel проходом по подиуму двух женщин в свадебных платьях, которые шли рука об руку. Такой перфоманс был воспринят критиками как заявление дизайнера в поддержку однополых браков.
«Я улавливаю сигналы в воздухе и преобразую их по-своему»
Казалось, что Лагерфельд вступил в сделку со временем: невозможно поверить, что он успевал руководить двумя модными домами, Chanel и Fendi, создавать собственные коллекции под марками KL и KL by Karl Lagerfeld, продолжать работу с Chloe, сотрудничать с Puma и H&M, заниматься фотографией, рисовать карикатуры для журналов – и все это в доступные обычному смертному 24 часа в сутки. При этом мастер утверждал, что 7 часов сна ежедневно для него – это закон: «Если отправляюсь в кровать в 2, то просыпаюсь в 9. Если ложусь в полночь, просыпаюсь в 7. Я не просыпаюсь раньше – дом может разрушиться, но я буду спать ровно семь часов».
Нечеловеческую работоспособность мастера (17 коллекций в год!) отмечали многие. Для творчества Лагерфельду был нужен широкий стол, чистый лист и холодная кола без сахара.
Хотя Лагерфельд и заявлял, что работает не ради денег, но определенно умел их зарабатывать. Он создавал дизайн для бутылок Coca-Cola, плюшевых мишек Steiff, браслетов Swarovski, упаковок мороженого Magnum, сценических костюмов Мадонны и Кайли Миноуг. Его ежегодный доход составлял около $100 млн.
«То, что Уорхол делал с искусством, он сделал с модой; он незаменим».
Главной вещью в своем доме модельер считал мусорную корзину. Именно в нее попадали несостоявшиеся эскизы, фотографии, одежда и аксессуары. Лагерфельд признавался, что выбрасывал абсолютно все, без сожаления. «Я должен делать что-то новое, а не помнить о старом», — утверждал дизайнер.
Еще одна интересная деталь, характеризующая жизненную позицию Карла Лагерфельда: он никогда не рекомендовал невестам заказывать у него свадебные платья. «Они, конечно, были прекрасны, но все, для кого я их создал, развелись», — говорил мастер.
Его отличали удивительная зоркость и где-то даже предвидение: Лагерфельд заметил на подиуме юную Клаудию Шиффер (хотя блондинки в то время были не в моде), разглядел фотогеничность двух знаменитых британок – певицы Лили Аллен и актрисы Эммы Уотсон, а Кристен Стюарт – та самая девочка-из-"Сумерек" – как икона стиля стала его личным творением и в некотором роде шедевром. Первая в списке его фавориток — Диана Крюгер, с которой он познакомился, когда ей было 16 лет. Вторая — Ванесса Паради. В 1990-х Лагерфельд сделал ее лицом аромата Coco Chanel, а потом Паради представляла помаду Coco Rouge Chanel. Любимой моделью Лагерфельда была и Блейк Лайвли. Девушка не просто стала лицом линии аксессуаров Chanel Mademoiselle, но и вдохновением для одной из сумок. Также модельер писал Лайвли письма от руки и называл «американской мечтой». Парфюмер, фотограф, галерист, издатель и коллекционер – всё это Лагерфельд.
«Для меня было бы невыносимо трудно иметь уродливую дочь»
Сам Лагерфельд женат никогда не был и не имел детей. До конца жизни он хранил верность умершему 30 лет назад возлюбленному Жаку де Баше. Их отношения продолжались 18 лет и были сугубо платоническими. Чего нельзя сказать о Жаке и Сен-Лоране, которые вели более свободный образ жизни, характерный для Парижа тех годов.
Лагерфельд ни разу не упрекнула этим своего друга. «Я хотел видеть только светлую сторону Жака и не задавал вопросов», — объяснял он. Более того, Карл сам познакомил Сен-Лорана и Жака. Впоследствии это стало причиной ссоры великих кутюрье — Лагерфельда и Сен-Лорана, которые долго дружили до этого. Кстати, тогда в светских кругах было мнение, что Лагерфельд таким образом старался навредить дому Saint Laurent. Но оказалось, что больше навредил себе.
Эта история любви завершилась трагично. Жак умер от СПИДа в 38 лет в 1989 году. Случилось это на глазах у Карла, который спал на краю кровати друга в больнице. Лагерфельд организовал для него пышные похороны. Впервые откровенно об их отношениях кутюрье рассказал лишь два года назад Мари Оттави в книге «Призрачный денди». «Он никогда раньше не рассказывали об этой главе своей жизни. Видеть последний вздох человека, которым он восхищался: его стилем, обаянием и врожденным чувством прекрасного… Это страшное испытание», — говорит Мари.
Единственное, на что великий дизайнер не хотел тратить свое время – это семья и личные отношения. После смерти в 1989 году его близкого друга Жака де Башера, Лагерфельд поставил крест на своей личной жизни. «Дети так быстро растут, что не успеешь оглянуться, как стоишь рядом не с малышом, а с взрослым человеком. Это придает вам лишних лет сто. Я не хочу так выглядеть», — с присущей ему эксцентричностью объяснял он свою позицию чайлдфри.
"Моя любовь – в могиле, на этом всё кончено", – говорил он, отвечая на редкие вопросы о личном.
После смерти Жака Лагерфельд с головой ушел в работу. Сильно прибавив в весе, он спал по 4 часа в сутки, но добился признания еще и в одном деле — издал несколько книг собственных фотографий ( с 1987 года занялся фотографией), получил за них премию Lucky Strike Designer Avard и приз Немецкого фотографического общества (Deutsche Geselleschaft fur Fotographie.
После такого успеха в Париже в 1998 году была открыта Галерея Карла Лагерфельда, а следовало, наверное, открыть целый музей – Музей Идеальных Линий, ведь Маэстро любил фотографировать и делал это превосходно.
Лагерфельд, кроме открытия собственной галереи, открыл и издательский дом, снимал фильмы, работал над рекламными кампаниями и даже проектировал интерьеры отелей. Не переставая при этом регулярно создавать модные коллекции.
Лагерфельд владел книжным магазином «7L» в Париже. Являлся большим книголюбом, его личная библиотека насчитывала 300 тысяч томов. Коллекционировал книги об искусстве, а любимыми прозаиками Лагерфельда были Бальзак и Достоевский. Читал Лагерфельд на четырех языках — английском, немецком, французском, итальянском.
Библиотека Карла Лагерфильда
Карл Лагерфельд известен и как создатель духов. Он создал ароматы: Chloé, KL, KL pour Homme, Lagerfeld Photo, Jako. В том числе он создал аромат Paper Passion с запахом свежеотпечатанной книги.
Нельзя сказать, что Кайзеру было чуждо человеческое. Увидев силуэт мужского костюма, созданного Эди Слиманом, креативным директором мужской линии Дома Yves Saint Laurent, а позже – главным дизайнером Dior Homme, Лагерфельд похудел на 42 килограмма за 13 (!) месяцев, чтобы носить их. Он носит конский хвост с 1976 года, а седые волосы – с 1995 года. До 2000-х годов модельер появлялся на публике с веером в руках, который служил, по его словам, защитой от сигаретного дыма и папарацци. Лагерфельд получил прозвище «Кайзер» и стал таким, каким мы его запомним навсегда: узкий черный костюм, белая сорочка с пристежным воротником, темные очки, кожаные митенки и напудренный хвост седых волос, на нём несколько неизменных крупных украшений из белого металла, которые, говорят, каждое утро выбирал из грубой керамической чаши, стоящей на трюмо.
Лагерфельд обожал газировку – единственную зависимость, которую мог позволить себе иметь после прилегающего андрогинного силуэта Слимана, требующего постоянной диеты, отсутствия алкоголя и сигарет, и вообще возносимой в ранг отдельного вида искусства аскезы.
"Если вы увидите мою спальню, вы будете думать о чём угодно, кроме секса, потому что это самая несексуальная комната в мире. Обожаю несексуальные спальни".
Единственным родным существом для него стала кошка Шупетт. Модель Батист Джиабкони собирался на рождественские каникулы и не представлял, куда деть свою бирманскую кошку Шупетт на время отъезда. Не найдя ничего лучше, он попросил горничную Лагерфельда присмотреть за питомцем. Однако по возвращении кошку тот получить назад не смог: Лагерфельд так полюбил Шупет, что был просто не в силах с ней расстаться, теперь это его кошка, а также его любовь и, вероятно, вся личная жизнь, которую публике будет позволено увидеть до самой смерти кутюрье. У любимицы Лагерфельда есть две горничные, акаунты в инстаграм и твиттер, она любит играть с ipad и бумагами на столе дизайнера. Кошка снималась в фильмах, и у нее есть собственная именная модель сумки. Шуппет сама зарабатывает себе деньги. Только за участие в рекламе Opel Corsa и косметики Shu Uemura – три миллиона евро. Карл относился к ней с большой нежностью — вместе они завтракали и ужинали, ей позволялось играть с самыми ценными экземплярами книжной коллекции. Когда уезжал из дому, то ежечасно получал сообщения от горничной о занятиях«принцессы Шупетт». Лагерфельд даже готов был на ней жениться, если бы законы Франции не запрещали подобных союзов. Шупетт была включена в завещание Лагерфельда и получит пожизненное содержание. А после смерти кошки, ее пепел соединят с пеплом мастера и его матери. Поскольку принцесса Шупетт пережила владельца, эту часть завещания привести в исполнение пока не удастся, а Шупетт станет одной из наследниц многомилионного состояния мастера. Сейчас кошка Шупетт принимает множество соболезнований от поклонников кутюрье.
Карл Лагерфельд не пользовался мобильным телефоном. «Я читаю, пишу, люблю факсы, люблю делать заметки. Я ненавижу разговаривать по телефону: считаю, это нарушением моих границ. Я читаю, я рисую и не хочу, чтобы меня прерывали», — говорил он.
Лагерфельд был на редкость уверен в себе. А поэтому безапелляционен, высокомерен, однозначен и твёрд в суждениях. В каждом его знаковом интервью есть фразы, которые едва ли не становятся афоризмами.
"Спортивные штаны – признак поражения. Если вы приобрели их, значит, вы окончательно потеряли контроль над собственной жизнью", – говорил он. С тех пор, по замечаниям прессы, многие звёзды были замечены рыдающими в магазинах домашней одежды.
В сознании человека, сбросившего 40 килограмм, во имя брюк и приталенного пиджака, любая расслабленность становится преступлением. Знаменит Лагерфельд и бодишеймингом (ни одна из знаковых фигур 20-го века не выжила бы в мире безумной этики), например, о знаменитой певице Адель он говорил: "Адель слишком толстая, хотя у неё красивое лицо и божественный голос". А в 1993 году Лагерфельд провёл показ чёрно-белой коллекции Fendi. Вместо профессиональных моделей выпустил на подиум стриптизёрш и порнозвёзд. Тогда Анна Винтур, легендарный редактор американского Vogue, встала и демонстративно покинула показ.
Несмотря на резкость, будто оставшуюся в ультрамодном и одновременно ужасно консервативном Лагерфельде из прошлой эпохи, модельер был и остаётся цитируемым, плодовитым дизайнером и эффективным главой модного дома. "Ему нет сегодня равных ни по уровню энергичности, ни по уровню образования, ни по уровню сарказма, ни по качеству чувства юмора. Остальное – в грядущих мемуарах и прочих энциклопедиях", – написала Алёна Долецкая, бывший редактор российского Vogue, по поводу ухода Карла Лагерфельда.
Для Лагерфельда, уделявшего большое внимание правильному питанию, его диагноз — рак поджелудочной железы — стал полной неожиданностью.
Впервые за 35 лет он пропустил показ дома Chanel в январе этого года и руководство Дома объяснило его отсутствие усталостью метра.
Пока что на посту художественного директора Лагерфельда заменит его правая рука — Вирджини Виар — проработавшая бок о бок с кутюрье последние 30 лет. Президент Модного дома Бруно Павловский сказал: «Показ за показом, коллекция за коллекцией, Карл Лагерфельд оставил свой след в легенде о Габриэль Шанель и истории Дома Шанель. Самая большая дань уважения, которую мы можем вернуть ему сегодня, — это продолжать следовать по пути, которым он шел. Как говорил сам Карл, «продолжая принимать настоящее и изобретать будущее».
За все время свои финансовые результаты Chanel озвучила лишь в 2018 году: за 2017 год совокупная выручка Chanel составила $9,6 млрд, что было на 11,5% выше предшествующего года.
Карл Лагерфельд изменил представление о том, каким может быть глава модного дома. Безусловно, для мира моды это большая потеря, потому что Лагерфельд создавал одежду не только для Chanel, но и для своей собственной марки. Плюс еще для Fendi. Сегодня в возрасте 85 лет скончался Лагерфельд — и вместе с ним ушла большая эпоха больших кутюрье
Анатоль Вовк, историк моды.
«Кайзер мира моды» прославился не только своими коллекциями одежды и невероятной личной библиотекой, насчитывающей более 300 тысяч книг, но и колкими, порой даже циничными, афоризмами. Многим из которых, кстати, трудно отказать в точности и справедливости. Судите сами:
Когда вы начинаете носить спортивные штаны каждый день, значит, что-то в вашей жизни пошло не так.
Вы можете видеть жизнь в розовом цвете, но только не носите его!
Книги – это наркотики в твёрдых переплётах без опасности передоза. Я – счастливый книжный наркоман.
Тщеславие – самое здоровое чувство в жизни.
Говорят, красота требует жертв… Чушь! Красота требует денег!
Лучше быть раздвоившейся личностью, чем не быть личностью вовсе.
Ненавижу интеллектуальные разговоры. Меня интересует только моё собственное мнение.
Я никогда не курил, не напивался и не принимал наркотики. Забавно, что людям нравится моё занудство.
Когда мне было четырнадцать, моя мама сказала: «Тебе не стоит курить. У тебя не очень красивые руки и это будет бросаться в глаза».
Женщина, у которой нет вкуса, даже в стильном платье будет безвкусной.
Никогда не используйте слово «дешёвый»… Ты можешь быть самым элегантным в мире просто в футболке и джинсах – всё зависит только от тебя.
Моя главная проблема в жизни – это равнодушие к внешнему миру.
Когда люди говорят о старых добрых временах, я им отвечаю: «Это не времена старые, это вы старые».
Забудьте о прошлом. Если вы ностальгируете, то ваше время закончилось. Мы должны сами подстраиваться под настоящее, раз уж оно не подстраивается под нас.
Когда ты начинаешь критиковать время, в котором живёшь, – твоё время вышло.
Если бы я был русской женщиной, то, наверное, стал бы лесбиянкой, потому что все русские мужчины очень уродливы.
Россия – страна, где самые красивые в мире женщины и самые ужасные мужчины.
Мужчина «за 40», говорящий о сексе, выглядит вульгарно.
Люди переоценивают значение плотских утех в жизни. Процесс, который порой растягивается на часы, можно быстренько закончить за считанные минуты и заниматься более полезными делами.
Модные дизайнеры – диктаторы вкуса.
Я не советую невестам выбирать меня дизайнером свадебного платья. Все, для кого я их создал, развелись.
Нет красоты без странности.
Блогер Хелена Бордон опубликовала символичное фото Карла со спины, который выходит из темного бэкстейджа в свет софитов подиума: "Покойся с миром, Карл! Настоящая легенда. Мы будем по тебе сильно тосковать".
Вот и мы будем помнить Карла таким и будем очень сильно по нему скучать
по материалам:
Ирины Громаковской | RETAILER.ru, Натальи Дзюбенко https://realist.online, Александра Левина https://informburo.kz, https://detaly.co.il, https://literaturno.com, https://mc.bk55.ru, https://glavcom.ua, © Babr24.com, https://www.intermedia.ru, https://bykvu.com
перевод: Anisha
Специально для http://vyruchajkomnata.ru/ , официальной группы Вконтакте Кристен Стюарт/Роберт Паттинсон.Vyruchajkomnata(подписываемся на группу) и Твиттера @Vyruchajkomnata. Полное или частичное копирование информации разрешается после согласования с администрацией и с указанием активной ссылки на сайт.