Кристен Стюарт: интервью в Каннах о её первом фильме «Хронология воды»
Numéro
Кристен Стюарт: интервью в Каннах о её первом фильме «Хронология воды»
Фильм «Хронология воды» стал для Кристен Стюарт её режиссёрским дебютом: это смелая и радикальная работа, в которой с редкой глубиной исследуются травма и творчество. Во время её визита на Каннский кинофестиваль журнал Numéro взял у актрисы и режиссёра продолжительное интервью .
Первый фильм, представленный на Каннском кинофестивале 2025 года
В свои 35 лет звезда «Сумерек» давно отказалась от роли хорошей девочки. Кристен Стюарт посетиkf Каннский кинофестиваль 2025 года, чтобы поддержать свой режиссёрский дебют.
Вдохновленный автобиографической книгой Лидии Юкнавич, фильм «Хронология воды» рассказывает историю героини, которую играет англичанка Имоджен Путс, пытающейся оправиться от тяжёлой травмы сексуального насилия. Свободный фильм от лица раненой женщины, в котором импрессионистские моменты чередуются с путешествием по жизни её героини, дополненными виртуозными монтажными эффектами.
35-летняя режиссёр приветствовала нас во Дворце фестивалей в полном образе Chanel, воплощая шик как никто другой, не теряя при этом своей независимости и энергии. Оживлённая и порой резкая беседа затронула тему творчества.
Интервью с Кристен Стюарт
Numéro: «Хронология воды» — ваш первый полнометражный фильм в качестве режиссёра. Похоже, это для вас давний проект.
Кристен Стюарт: Я хотела пересечь этот мир — так или иначе — с тех пор, как начала сниматься в кино. С девяти лет. Сейчас мне 35. Я действительно думала, что стану режиссёром в молодости, но, наверное, тогда просто не было подходящего времени. Нужно ждать, когда что-то подвернётся. Даже если желание есть, оно не материализуется сразу. Если машина готова к запуску, нужно найти ключ.
Послужил ли толчком автобиографический роман Лидии Юкнавич?
Не все книги можно экранизировать. Эта книга меня просто захватила. Мне сразу же захотелось сделать её коллективным опытом.
История очень сложная: она о женщине, подвергавшейся насилию со стороны отца, которая становится писательницей. Фильм, с одной стороны, пробуждает травму, с другой — творческое начало.
Что-то может жить внутри тела радостно и полноценно. Другим же нужно дать выход. Текст Лидии Юкнавич заставил меня почувствовать, что об этом нужно кричать во весь голос, чтобы скелеты, которые у всех нас таятся в шкафах, начали вылезать наружу. Конечно, то, что происходит с этой женщиной, – это нечто совершенно экстремальное. Но насилие, то, что у нас крадут, чувство удушья, сокрытие того, через что мы проходим, – всё это настолько ощутимо практически для каждого... 50% населения страдает от этого!
« Это может прозвучать банально: я думаю, женщины способны многое усвоить » . Кристен Стюарт
Была ли у вас цель изобразить травму?
В самом начале фильма мы видим, как течёт кровь. Слипшаяся, словно холмы. Мы понимаем, что она может течь только из одного места: не из раны, а из какого-то отверстия. Эта кровь течёт издалека, из глубины тела этой женщины. Поэтому я показываю её. Я хотела, чтобы мой фильм был подобен треску на ветру, крику, переходящему в истерический смех. То, как эта женщина организует события своей жизни, не хаотично и не фрагментарно. Всё, что она переживает, связано с такой сильной эмоциональной связью, что история становится почти живым организмом. Мы чувствуем, как ткани соединяются воедино. Единственный способ сделать из этого кино — объединить очень разные таланты. Мне приходилось много прислушиваться к себе. Говорить «нет» постоянно. Говорить «да», но нужным людям.
Ваш фильм в основном состоит из фрагментов. Вы много снимали, даже если не всё вошло в финальный монтаж?
Я не должна была этого говорить, потому что продюсеры, возможно, никогда больше не захотят снимать что-то подобное, но единственный способ довести фильм до конца — это снять много, а потом вырезать половину. У фильма была своя жизнь, своя память.
Феминистское и радикальное видение
Хотя эта история не ваша, «Хронология воды» кажется очень личной. Как вы нашли нужную дистанцию?
Я хотела увидеть на экране то, что меня трогало бы. Думая об этом, я не решаюсь использовать некоторые слова, потому что боюсь, что это может стать сенсационным заголовком. И это меня немного утомляет...
Не мой тип.
Никогда не знаешь. Но я дошла до того, что позволила этому случиться. Давай, бери, что хочешь! В «Хронологии воды» мы видим женскую эякуляцию. Рука героини полностью прикрыта. Она говорит себе: «Я не знала, что женское тело способно на такое». Этот диалог меня очень порадовал. Обычно женщины вынуждены скрываться. Нас просят никому не говорить о боли, никому не говорить о беременности в течение нескольких недель, держать всё в себе. Женщина должна жить со всем этим. Держать боль в себе вредно. Мы должны освободиться от неё, чтобы лучше понять и переосмыслить её.
Это одна из важных тем фильма?
Мой фильм о рождении, смерти и возрождении, но он просто поднимает вопрос жизни на открытом пространстве. Это может показаться банальностью: я думаю, женщины способны многое впитать. Мы создаём жизнь из того, что вкладываем в свои тела, в то время как многое из того, что мы впускаем в свои тела, убивает нас. Если мы не избавимся от этой смертоносной части и не позволим жить хорошему, ничего не получится. Для меня «Хронология воды» стала идеальной возможностью обратиться к этой теме.
«Одна из тем фильма — вернуть себе контроль над болью и превратить её в удовольствие». Кристен Стюарт
Вы только что упомянули сцену женской эякуляции, тему, связанную с удовольствием, и тут же переключили внимание на вопрос боли. Почему?
Одна из тем фильма — возвращение боли и превращение её в удовольствие. Некоторые вещи навязываются нам с детства, даже если мы не сталкиваемся с такими ужасными ситуациями, как та, что пережила героиня фильма. Конечно, это может быть мужским опытом. Но мир, в котором мы живём, образы, которые он порождает, — всё это мешает молодым женщинам ощущать себя хозяевами своего интимного пространства. Жизнь возникает и навязывает нам себя.
Как происходит эта трансформация?
С возрастом нас охватывает тяга к странным вещам. Мы задаёмся вопросом, почему. Потом понимаем, что это связано с тем, что все хотят у нас отнять. Удовольствие тогда связано с болью. Возникает трещина. Прежде чем мы можем безопасно от неё избавиться, мы проходим через состояние крайней уязвимости, мы открыты для опасностей. Творческий процесс заключается в том, чтобы не позволять тому, что причиняет боль, задерживаться в нас. Мы переосмысливаем это словами и действиями.
Кино как инструмент эмансипации
Вы выступаете за освобождение через искусство, как ваша героиня, которая начинает писать?
Какой бы ни была наша история, мы можем её изменить. Важно помнить об этом. Мы также можем взглянуть на неё с другой точки зрения. Мы можем использовать свой стыд. Чувство стыда присуще женскому опыту. Этот стыд и боль могут быть даже довольно возбуждающими. В этом есть что-то сексуальное, это наша животная природа — потакать тому, что причиняет нам боль. Это связано со строением наших тел; мы открыты. Это не мнение, это, чёрт возьми, факт. «Хронология воды» — фильм о двух лицах: это больно, это приятно; это смешно, это грустно. Когда ты так глубоко погружаешься в боль, когда ты полностью от неё освобождаешься, когда ты перестаёшь рыдать, остаётся только смеяться.
«Я чувствовала, что я не подходящая актриса для этой роли». Кристен Стюарт.
Как вы формировали свое видение как режиссера?
Я хотела изобразить вещи, которые бы меня рассмешили. Фильм немного резковат, но в то же время это захватывающее приключение. Очень забавно видеть, как эта героиня падает и снова поднимается. Я хотела вызвать у зрителя разочарование. Обычно мы привыкли к персонажам, которые побеждают; мы хотим следовать за победителями. Но что означает победа? В фильме Лидия рассказывает зрителям о своей травме, полученной во время написания рассказа. Вроде бы она что-то выиграла, но сразу после этого снова скатывается. Вот так всё и происходит.
Как вы подошли к этому моменту в своем фильме?
Фильм, который я хотела, не могла дать нам слишком много рациональных объяснений этой женщины. В конце концов, она куда-то попадает, но её путь был тернистым. Она думала, что победит, проиграла и погибла. Теперь ей удаётся держаться на плаву. К тому же, продолжая морскую метафору, этот фильм был кораблекрушением. Мы постоянно натыкались на стены. Несколько раз мне действительно казалось, что мы всё испортили. Потом я поняла, что каждая потеря, каждая ошибка — это именно то, что нам было нужно.
Почему вы решили не сниматься в фильме «Хронология воды» ?
Я бы очень хотела сняться в фильме, который я режиссирую. Это должно произойти совсем скоро.
Добрая весть!
Очень мило с вашей стороны. Но в этот раз я чувствовала, что не подхожу для этой роли. И всё же у меня была связь с этой девушкой. Я целыми днями смотрела, как её играет другая, и взяла за правило не говорить ей, что бы я сделала на её месте. Видит бог, иногда я думала: «Ты делаешь это вот так. Ах, как смешно, потому что я…» Я заставляла себя замолчать! Я, по сути, запретила себе писать в бассейн Имоджен (смеётся).
Имоджен Путс — яркая и эффектная. Она много рискует.
Имоджен – поистине блестящая актриса, которая вжилась в роль. Мы такие разные. У неё идеальное тело, потому что она сильна, как русалка. К тому же, она много читает. Когда мы заговорили об оригинальной книге, я поняла, что она литературный талант. Она могла бы стать учительницей. Она одна из самых безумных девушек, которых я когда-либо встречала. Она умная, открытая, бесстрашная, с множеством возможностей, которые нужно раскрыть, кроткая, как лесной зверёк.
Почему она лучше подходила на роль Лидии?
Если бы я была на её месте в фильме, я бы танцевала в огне без остановки, словно это моя зона комфорта. Когда видишь её, хочется, чтобы она перестала прикасаться к огню, ей это не идёт. Имоджен переносит тебя своей харизмой. Когда я впервые её встретила, я подумала: «Чёрт, я пойду за тобой хоть в ад». К тому же, у неё голубые глаза. А у меня зелёные. Её взгляд лучше сочетается с водой, центральным элементом фильма. Этот ответ бессмысленный, повеселись (смеётся).
«Женщины были уничтожены модернистской идеей искусства». Кристен Стюарт
Как актриса, вы работали с такими выдающимися режиссёрами, как Келли Райхардт («Некоторые женщины») и Оливье Ассайас ( «Облака Зильс-Марии», «Персональный покупатель »). Помогло ли это вам развить своё режиссёрское видение?
Оливье Ассайас был очень важен. Когда мы снимали «Персонального покупателя» с Оливье, то, как он извлекал элементы из нашей жизни, было завораживающим. Я никогда не видела ничего подобного. Он научил меня, что с помощью изображения можно многое сказать, не прибегая к объяснениям. Если это необходимо, значит, вы плохо работаете. Он также поднял вопрос о сновидениях. Для него кино — это самый простой и прямой способ, который мы нашли, чтобы воплотить наши сны в жизнь. Фильм подобен коллажам, которые мы составляем из своего жизненного опыта, ложась спать. Не знаю, являетесь ли вы поклонником осознанных сновидений, но это может быть близко. Когда я снимала «Хронологию воды» , я много времени проводила, монтируя фильм в голове по ночам. Это было непродуктивно и бессмысленно, но образы навязывали мне себя.
Какими источниками вы руководствовались при написании «Хронологии воды» ?
Только мужские фильмы, я думаю. Спасибо, Джон Кассаветис, за то, что вы действительно увидели свою жену (актрису Джину Роулендс ). Спасибо, «Таксисту». В нашем фильме очень живой закадровый голос, но он не направляет повествование. Он там, держит нас за руку. Спасибо Мартину Скорсезе за то, что дал мне понять, что это возможно. Так уж получилось, что моя героиня — женщина. Наши голоса звучат эхом, мы не просто рассказываем свою маленькую историю, которую никто не слушает. Исповедальная женская литература так же важна, как и всё остальное, и она меня вдохновляет.
Как вы думаете, почему к мнению женщин-дизайнеров не всегда прислушиваются?
Женщины были уничтожены модернистской идеей искусства, которая утверждает, что личные истории не могут быть услышаны, как будто мы должны непременно оторваться от своих тел, чтобы анализировать мир и комментировать его с авторитетом профессоров. Мы должны вернуть всё обратно в тело. К чёрту форму. Когда я говорю это, я не легкомысленна. Я думаю, женщины должны вернуться во всей своей силе, чтобы проникнуть в форму, провернуть ограбление и всё переделать. Это верно и для литературы, и для кино. Если мы этого не сделаем, мы останемся у ворот замка навсегда, чёрт возьми! Когда я смотрю мужские фильмы, я говорю себе, что хочу сделать то же самое! Но я хочу сделать это по-своему. Давайте заглянем внутрь себя.
Ее будущие проекты
Каковы ваши планы на ближайшие месяцы?
Я снимаюсь в фильме «Не те девчонки», который я также продюсировала. Дилан Майер выступила режиссёром и сценаристом. Это укуренная комедия с Алией Шокат, которая, можно сказать, гений! Фильм повествует о недостатке амбиций, о женской дружбе, об этих двух девушках, которые в 35 лет всё ещё взрослеют в мире, который не очень-то радушно их встречает.
Как прошли съемки с Алией Шокат?
Алия многому меня научила, особенно учитывая, что это была моя первая комедия — безусловно, самая страшная и сложная работа в моей жизни. Работать с Дилан и Алией в Лос-Анджелесе было невероятно круто. Для меня это один из самых важных проектов. Мы здесь, в Каннах, говорим о серьёзных фильмах, но эта комедия — о глубоких вещах. Главная идея — сохранять спокойствие и не превращаться в придурков и стерв. Это так важно (смеётся).
Vanity Fair
Кристен Стюарт о своем первом фильме «Хронология воды»: «Я ненавижу воду, не люблю плавать и даже на пляже ношу Doc Martens».
Кристен Стюарт возвращается на набережную Круазетт, на этот раз в качестве режиссёра. Она представляет прекрасную и яркую «Хронологию воды», рассказывающую о юной пловчихе, которая подвергается жестокому обращению и сексуальному насилию со стороны своего отца. Она рассказывает нам о своём новом творческом приключении.
Восемь лет. Именно столько времени потребовалось Кристен Стюарт, чтобы осмелиться встать за камеру, осуществить детскую мечту и адаптировать текст, который тронул её с первых страниц. Для своего первого полнометражного фильма актриса задала очень высокую планку. Она адаптирует «Хронологию воды» — мемуары американской писательницы Лидии Юкнавич, повествующие о детстве под гнетом жестокого отца и пагубных привычек. История ярости и освобождения, облечённая в форму фрагментированного и подавленного воспоминания. По случаю презентации фильма на Каннском кинофестивале 2025 года, где он претендует на «Золотую камеру», режиссёр дала нам интервью.
Vanity Fair. Как вам понравился премьерный показ и овации?
Кристен Стюарт. Забавно это говорить, но в моей жизни было несколько оваций стоя. Каждый раз, когда камера показывает актёров, я думаю: «Боже мой, идите к режиссёру! Я тут ни при чём». Мне трудно владеть этим пространством, хотя я всегда испытываю огромное уважение к режиссёру. В этот раз я поступила наоборот, переключив внимание на свою актрису, Имоджен Путс. Она вложила в наш фильм всю себя. Сюжет можно было выразить поверхностно. Я буквально плакала, думая о ней.
Вы были первой, кто обнял Тьерри Фремо…
Я прыгнула к нему (смеётся). Он стоял прямо там, это было своего рода приглашением. Возможно, энтузиазм американцев попал в цель, а может, и нет, но, думаю, момент был подходящим.
«Хронология воды » изначально была автобиографией Лидии Юкнавич. Почему вы рекомендуете познакомиться с её творчеством?
Читайте её рассказы. Слова, которые эта женщина писала в юности, вселяют уверенность, но также поразительно жестоки. Её проза, особенно самые странные и недавние, провидчески проницательны, словно она знала то, чего не знаем мы. Она помогла многим людям обрести свой собственный голос, но также приоткрыла завесу тайны над запретными, но вездесущими темами. Читаешь её романы, и кажется, будто они написаны на папиросной бумаге, которую кусали, обплевывали, пропитывали кровью и слезами, но слова всё равно просвечиваются. Она великая артистка.
Какой образ первым пришел вам на ум, когда вы читали книгу?
Мне запомнились две цитаты: «Я стала водой» и «Можно ли уместить жизнь и смерть в одном предложении?» Ни одной из них нет в фильме, потому что он уже выражает эти идеи через образы и своего рода кумулятивный опыт. Но визуально, я бы сказала, водный мотив. Мне нужна была Имоджен Путс на роль этой героини, потому что у нее такие голубые глаза, такое чувственное тело, такая открытость. Но она также акула: она очень сосредоточена и невероятно умна. Нельзя нанять актера на роль писателя, если у него нет литературного склада ума. Когда я впервые читала книгу, я была в душе с персонажем, истекающим кровью. Я хотела, чтобы в этой крови были холмы, и она прилипла к плитке, чтобы не было никаких сомнений в ее происхождении.
В вашем короткометражном фильме «Приходи поплавать» уже присутствовал мотив воды. Откуда взялась эта одержимость?
Чистое совпадение. Я не читала «Хронологию воды», когда снимала «Приходи поплавать». В этом короткометражном фильме речь идёт о принятии того, что ты плывёшь, отпускаешь себя, а не борешься изо всех сил за то, чтобы удержаться на плаву. Лично я ненавижу воду, не люблю плавать, даже на пляже ношу Doc Martens. Наверное, мне нужно поплавать и немного расслабиться. Может быть, поэтому меня и привлекла эта тема.
Лидия Юкнавич выступила на TED Talk о красоте быть аутсайдером. Вы считаете себя аутсайдером в Голливуде или вам нравятся аутсайдеры?
Мне всегда нравились аутсайдеры. Часто кажется, что только определенным людям позволено занимать место. Эта идея жестоко патриархальна. Мой фильм любит мужчин так же сильно, как и женщин. Это феминистский фильм, но он также воспевает красоту наших отношений. И важность того, чтобы тебя увидел правильный человек. Даже если твой отец — мудак, ты хочешь, чтобы он сказал тебе, что гордится тобой. Ты должен научиться смотреть на себя, быть честным с собой. Это немного страшно; это как иметь мишень на лбу. Но это необходимо, иначе мы рискуем отречься от своей собственной жизни и прекратить свое существование.
The New York Times: Кристен Стюарт считает, что критики в Каннах слишком любезны
Ее режиссерский дебют «Хронология воды» получил хорошие отзывы, но после борьбы за его реализацию режиссер не прочь побороться с рецензентами.
В субботу днем, когда я встретился с Кристен Стюарт на балконе Каннского кинофестиваля, она призналась: она пережила половину самого счастливого дня в своей жизни.
Накануне вечером здесь состоялась премьера её режиссёрского дебюта «Хронология воды», ставшего кульминацией долгих усилий по созданию её первого полнометражного фильма. «Я годами вынашивала эту идею», — сказала она. И после стольких неудачных стартов, финансовых проблем и радикальных творческих переосмыслений она с трудом верила, что у неё получилось.
«Я каждый день думала, что он может умереть», — сказала она. «Это было похоже на кораблекрушение, нам пришлось собирать лодку заново. Это было шокирующе».
«Хронология воды», экранизация одноимённых мемуаров Лидии Юкнавич, — это фильм с Имоджен Путс, играющей роль пловчихи, которая пытается пережить травмирующее детство, отмеченное сексуальным насилием. Стюарт рассказывает историю отрывочно, перескакивая через время, пока главная героиня пытается осмыслить свою тяжёлую жизнь и направить свою боль в сторону писательского мастерства.
Фильм получил хорошие отзывы, что приятно удивило Стюарт. «Я полностью готова к тому, что люди придут на него», — сказала она. «Я почти хочу этого». Возможно, Стюарт, с её жадным взглядом и кудрявыми волосами в стиле омбре, жаждет этого конфликта, потому что привыкла к нему: «Хронология воды» снималась в течение восьми лет. Теперь ей интересно, как сложится её карьера актрисы и режиссёра.
«Не думаю, что когда-нибудь будет так тяжело, и когда я говорю «тяжело», я беру это слово в кавычки, потому что я никогда в жизни не была так счастлива», — сказала она. «Но когда тебе что-то действительно дорого, тяжесть ежедневного падения — это как будто ты роняешь это на пальцы и кричишь».
Ниже приведены отредактированные выдержки из нашей беседы.
Вы действительно чувствуете, что это самый счастливый день в вашей жизни?
Да, конечно. У меня было столько дней, похожих на эту: ты стоишь здесь, на балконе, и ведёшь прекрасные беседы, но они почти не твои [как актёра по найму]. Я всегда стараюсь найти словарный запас, чтобы отдать должное чьим-то чужим начинаниям, но если у тебя нет ответов на вопросы, ты просто начинаешь генерировать всякую ерунду и думаешь: «Что я только что сказала?»
Но сегодня, спросите меня о чём угодно. Я так давно хотела поговорить и провести этот эмоциональный приём Геймлиха, чтобы открыть шлюзы того, над чем я работаю уже восемь лет. Эти разговоры показывают, что люди увлечены фильмом, и они не ленятся. И я закончила его пять минут назад. Я бежала в аэропорт после нашего финального [контроля качества] показа. Я никогда не видела этот фильм на большом экране со звуком и в цвете.
Так почему бы не увидеть его впервые именно в таком формате на премьере в Каннах? Никакого давления.
Я подумала: «Ты идиот». [Смеётся .] Я почувствовала, как только я сняла эту часть с себя, она действовала по собственной воле, посмотрела мне прямо в лицо и сказала: «Чувак, ты лучше защити меня». А я подумала: «Ладно, любой ценой». И моя неопытность определённо способствовала тому, что я думала, что смогу сделать это за это время.
Но вы это сделали.
Да, но это еще не сделано.
Хотите вернуться и немного подправить?
Он довольно чётко зафиксирован на картинке [то есть визуальный монтаж завершён]. Я бы сказала, что есть четыре строчки, которые я хочу вернуть, и это будет смотреться гораздо сложнее, хотя я рада, что представляю эту версию, и мне довольно забавно задрать юбку и впустить людей. Я не хочу слишком сильно это контролировать. Мне кажется, сейчас он существует сам по себе, так что вполне нормально, если люди увидят его в некоем подростковом возрасте.
Вы читаете отзывы и реакции?
Да, но все были так любезны! Я подумала: «Что?» Это, конечно, второстепенная работа — именно поэтому я хотела её снять — и подумала, что если кто-то не поймёт или сочтёт персонажа раздражающим и сложным, то скажут: «Да, но вы же подчёркиваете все мои аргументы» [о том, что делало её сложной]. А никто не подчёркивает мою точку зрения.
Вы как бы жаждете противостоять этому повествованию.
Знаю, я думаю: «Можешь прийти для меня немножко?» Но я уверена, что это произойдет.
Вы потратили годы, пытаясь запустить фильм. Говорили ли вам когда-нибудь финансисты, что будут готовы снять его, если вы сыграете главную роль?
Забавно, меня, должно быть, защитили от этого конкретного разговора, потому что я всегда говорила: «Это просто не то, чем я хочу заниматься». Так что никто не поднимал эту тему.
Вы с самого начала знали, что не хотите сниматься в этом фильме?
Я бы лишила себя самого крутого общения, которое только может быть у режиссёра, – общения со своей звездой. Мне это нужно не с собой, а с кем-то другим. Это как видеть, как кто-то делает то, что ты и представить себе не могла. Гораздо интереснее быть зеркалами друг друга, чем просто смотреть на себя в зеркало.
Будете ли вы когда-нибудь давать себе указания в будущем?
Я определённо хочу это сделать. Думаю, в будущем будет ещё одна версия, но в этом фильме Имоджен была просто рождена для этой роли. Когда я смотрю фильм, я в полном восторге, зная, что она переживала момент в своей жизни, который дал ей желание раскрыться так, как она смогла. Мы все просто собрались вместе в нужное время, хотя на это ушло восемь лет, и я устраивала публичные истерики из-за того, что не смогла снять фильм. Мы принимали радикальные решения в самом конце, чтобы добиться этого.
Как что?
Приходится делать очень неженское дело: ломать всё вокруг и прислушиваться к своим импульсам, противопоставляя их разуму и практичности. В итоге мы потратили шесть недель подготовки и фри-джазили фильм, который я обдумывала восемь лет, вместо того, чтобы пытаться контролировать каждый кадр и вспышку [кадр в монтаже], прописанные в сценарии. В итоге эти мимолетные моменты, которые я никак не могла запланировать, начали переплетаться друг с другом сквозь время, и фильм обрёл жизнь.
Это было бы невозможно без той психопатической дерзости, которая нужна для создания фильма, который к тому же очень мужественный в прекрасном смысле. Любой другой сказал бы: «Это невозможно, мы не можем этого сделать в таких обстоятельствах». А я подумала: «Нам просто нужно умереть, пытаясь». И мы сняли фильм. Думаю, это довольно чистый фильм.
Эта готовность делать то, что считается «неженским», — тема, которая повторяется в фильме. Она также повторяется во время ваших визитов в Канны. Фестиваль смягчил правила, предписывающие женщинам на красной дорожке носить высокие каблуки, потому что вы постоянно нарушали этот дресс-код.
Знаю. И что интересного в последнее время, правда? Грудь приходится убирать [из-за нового правила, запрещающего обнажёнку на красной дорожке]. А я думаю: «Простите? Вы никогда не говорите мне, что делать с моей [грудью]».
Теперь вы думаете: «Хм, еще одна условность, которую нужно нарушить».
Честно говоря, вчера вечером я была как [она изображает, как расстегивает куртку]… Фильм меня впечатлил.
В фильме было такое ощущение, будто вы обнажили свою грудь?
Да. Я подумала: «Кристен, успокойся. Ты сделала это. Ты сказала то, что хотела сказать».
Теперь, когда вы это сказали, что происходит с тем грузом, который вы несли годами?
Не знаю. Я думаю: «Секундочку, кто я такая, если не пытаюсь создать «Хронологию воды»?»
Как актриса, думаете ли вы, что теперь, когда вы сами прошли через это, у вас будут другие отношения с режиссерами?
Определённо. Я больше никогда ни в чём не буду сомневаться. Я скажу: «Я сделаю всё, что ты хочешь! Я твоя».
И вы только что снялись в фильме «Не те девчонки», который стал режиссерским дебютом Дилан Майер.
Оба наших фильма отражают нас. У неё был совершенно другой опыт. Я была так впечатлёна изяществом, с которым фильм вышел из-под пера Дилан. Я только что буквально залюбовалась [своим режиссёрским дебютом], я была просто в восторге. Она стала свидетельницей такого безумия!
Premiere Magazine
Кристен Стюарт: «С этим фильмом я долгое время думала, что всё испортила»
Познакомьтесь с женщиной, которая, несмотря на долгий и порой хаотичный творческий процесс, совершила свой захватывающий режиссерский дебют с фильмом «Хронология воды».
Когда у вас впервые возникла идея адаптировать книгу Лидии Юкнавич «Хронология воды», в которой она рассказала, как ей удалось с помощью литературы вырваться из токсичной семейной обстановки, опустошенной насилием ?
Кристен Стюарт: Я даже не успела дочитать! Страница за страницей эта история поражала меня и вытаскивала из шкафа ошеломляющее количество трупов, которые я сама заперла. Но этот порыв, рожденный этим личным читательским опытом, был явно противоположен тому, что требовалось для экранизации этой книги, устроенной подобно калейдоскопу или пазлу, полный смысл которого нужно постичь, пока последний фрагмент не будет вставлен на место.
Как вы поступили дальше?
Я не торопилась. Мне потребовалось несколько лет, чтобы написать свою версию каждой страницы этой книги. Конечно, по мере того, как я взрослела, по мере того, как я взрослела, мои отношения с этой работой менялись. Именно поэтому это долгое время, хотя и не всегда по моей вине, пошло на пользу проекту. Мой финальный вариант сценария содержал как минимум пять разных фильмов. И тогда я решила… не выбирать! Потому что была уверена, что это единственный способ найти свой собственный фильм. В этом отношении могу сказать, что создание «Хронологии воды» напоминало фри-джаз. И во время съёмок, и во время монтажа. Более того, как минимум год, на этапе постпродакшна, я думала, что всё испортила. Я даже испытала своего рода траур, от которого мне было трудно избавиться, потому что я так злился на себя за то, что не оправдала ожиданий. И вдруг фильм предстал передо мной. Мне удалось создать свой калейдоскоп. Из пятнадцати возможных фильмов, созданных мной на основе моих набросков, мне удалось снять один. Что очень похоже на то, что я чувствовала как читатель. Путешествие было долгим и трудным, но я никогда не чувствовала себя такой живой.
Ваш фильм выделяется невероятной чувственной силой, вашей работой с текстурами, цветами, текстурой кожи разных цветов... Присутствовал ли ваш оператор Кори С. Уотерс на самых ранних этапах написания сценария и создания этой вселенной?
Я бы с удовольствием! Потому что после тех съёмок Кори С. Уотерс стал мне как кровный брат. Но то, что произошло на этой позиции, говорит о том, что всё это приключение было для меня. Я действительно проделала всю подготовку с другим оператором, но почувствовала: что-то не так. Поэтому в один из выходных, уже ближе к вечеру, я решила всё изменить и обратиться к Кори. Я осознавала безумие этого поступка. Это как прыгнуть со скалы, не умея плавать и без спасательного жилета. Кори ещё младше меня и не очень опытен. Мы были двумя младенцами. Но он сразу проникся моими образами и превзошёл их. Он сразу же стал неотъемлемой частью этого проекта. Даже если он присоединился одним из последних.
С самого начала было очевидно, что вы не будете играть главную роль?
Да, потому что я была бы абсолютно не в состоянии все успеть.
И что побудило вас доверить это Имоджен Путс?
Потому что я не видела её в плохом свете на экране. Но также и потому, что, помимо её таланта, я знала, что зрители естественным образом привяжутся к ней и, следовательно, будут следить за её персонажем, включая все её неудачные решения. Имоджен спонтанно вызывает сочувствие, необходимое для баланса моего фильма. И я думаю, что она, как и я, достигла того этапа в своей жизни, когда мы смогли ухватить эту историю. Как второе начало для нас, начавших очень рано на экране. Нас долго учили скрывать что-то, чтобы привлечь внимание, найти работу, «преуспеть»… В « Хронологии воды» у меня такое ощущение, что мы действуем по совершенно противоположной логике. И каждый на своём месте, она перед камерой, я за ней, мы открывали в себе что-то новое.
Le Parisien: Шок Кристен Стюарт на Каннском кинофестивале: «Я не хотела угождать форматным вкусам американской публики»
В своём полнометражном режиссёрском дебюте суперзвёздная актриса рассказывает о мучительной судьбе писательницы, ставшей жертвой инцеста в детстве. Она не скрывает ничего из своего жестокого прошлого.
В пятницу, 16 мая, в 22:00, пока Боно представлял публике свои «Истории капитуляции» в Большом театре Люмьер Дворца фестивалей и конгрессов в Каннах , другой показ собрал еще больше людей: «Хронология воды» Кристен Стюарт в зале Дебюсси в секции «Особый взгляд».
Билеты на фильм были распроданы за одну минуту в день его проведения и стали поводом для двух продолжительных оваций в адрес 35-летней актрисы и режиссера, бывшей звезды «Сумерек», которая стала всемирной любимицей авторского кино и активисткой, выступающей за уважение к гендерным различиям.
«Приходи поплавать» в Каннах, и ты снова с «Хронологией воды»... У тебя особые отношения с водой?
КРИСТЕН СТЮАРТ. Да, и именно об этом я говорила в своём короткометражном фильме: я боюсь воды! Мне совсем не нравится водная стихия; я как кошки. Но я думаю, важно ставить себя в неловкие ситуации: человеческое тело на 90% состоит из воды; мы не можем бороться с собственной природой.
Я склонна, как и многие из нас, забывать, что мы — органическая материя... Когда я перестаю с этим бороться, я заставляю себя расслабиться, говорю себе, что мы должны позволить себе... плыть! Я восхищаюсь писательницей Лидией Юкнавич, которой посвящаю фильм, за то, как она нашла спасение в словах и воде.
В Каннах ты соревнуешься с двумя другими дебютантами в режиссуре, Скарлетт Йоханссон и Харрисом Дикинсоном. Каково это?
Я думаю, это действительно здорово. Уверенна, это показывает, что будет всё больше актёров, которые будут снимать фильмы, воплощать свои мечты: времена меняются. Я очень горжусь тем, что участвую в этом конкурсе вместе с ними. Харрис такой талантливый, а Скарлетт я знаю уже давно...
Информация и материалы, использованные в статье, взяты из открытых источников в Интернете. Если не указан конкретный источник, они принадлежат авторам и правообладателям.
Специально для http://vyruchajkomnata.ru/, Официальная группа Вконтакте Кристен Стюарт/Роберт Паттинсон.Выручайкомната (подписаемся на группу) Полное или частичное копирование информации разрешается после согласования с администрацией и с указанием активных ссылок на сайте.