Наш опыт в мире зависит от нашей позиции в жизни. Наше восприятие меняется, иногда бурно, когда меняется наша точка зрения.
В последнем фильме Оливера Ассайяса «Облака Зильс-Мария», Жюльет Бинош играет Марию Эндерс, актрису международного стандарта. Мария взбирается по горам с мудрой, способной ассистенткой, Валентиной (Кристен Стюарт), в окружении красивой дикой местности рядом со швейцарским городом Зильс-Мария. Две женщины репетируют реплики для «Змея Малойи», пьесы о молодой ассистентке Сигрид, которая соблазняет свою более взрослую женщину-босса, Элену, и доводит своей любовью её до самоубийства. Марии было лишь 18, когда она впервые сыграла роль Сигрид; сейчас в сорок она должна сыграть Элену в новой постановке пьесы. Но она чувствует себя отречено от роли Элены, которая изображается как старая, слабая и вялая. Вал, предлагая альтернативный взгляд на женщин «Змея Малойи», высказывает предположение, что проблема Марии заключается в перспективе. Как Мария позже понимает, Сигрид и Элена – это зеркала; Элена – жестокая, слабая женщина, которой впоследствии станет Сигрид. Из-за того, что Мария уже играла Сигрид, только она сможет по-настоящему понять и воплотить Элену.
Восприятие фильма еще больше усложняется, когда молодая, скандальная актриса, исполняющая роль Сигрид, появляется в кадре. Джо-Энн Эллис (Хлоя Грейс Морец) восходящая звезда, несмотря на короткое пребывание в реабилитационном центре и постоянные столкновения с папарацци или «тараканами», как называет их Вал (Стюарт сама их так называет). Через Марию и Джо-Энн, двух актрис на разных ступенях их карьер, «Облака Зильс-Мария» снабжает нас умными размышлениями на две как кажется противоположные идеи — ремесло актерского мастерства, и конвейер знаменитостей с чисто женской точки зрения. А искренняя Стюарт в роли Вал смотрит на всё со стороны, наблюдая и комментируя эти миры и их пересечения.
Так как Стюарт играла Беллу Свон, героиню Сумерек и сиквелов, её ценность как актрисы тесно связана с тем фактом, что эту голливудскую франшизу окрестили фильмом для девочек-подростков, в связи с чем её актёрские способности постоянно подвергаются критике. В роли Валентины, однако, Стюарт просто восхитительна (благодаря этой роли ранее в этом году она выиграла французский Сезар за Лучшую Женскую Роль Второго Плана), удачно разрушив общественное мнение о том, кто она как актриса и как женщина. И в этом есть ирония: в роли Вал, Стюарт наблюдает, как Джо-Энн переживает то же, что и она (Стюарт) испытала на пике Сумеречного сумасшествия. КСтю без устали преследовалась тараканами, пока она встречалась с коллегой по фильму Робертом Паттинсоном, и даже еще больше, когда были раскрыты детали её романа с Рупертом Сандерсом, женатым режиссёром фильма «Белоснежка и Охотник» (2012).
«Облака Зильс-Марии» полны отражений и параллелей между выдуманными и реальными персонажами. Но самое интересное отражение это то, которое передаёт личную жизнь Стюарт, как молодой актрисы и её развитие как художника. Пост-Сумеречная карьера Стюарт переместилась из самого сердца Голливуда – псевдо-защищенного пространства, заполненного вспышками и непристойными комментариями – на окраину в более маленькие, независимые фильмы, где её работа и талант могут быть оценены по заслугам.
Легко забыть, что хотя Стюарт всего 25 лет, она уже больше 15 лет в бизнесе. В какой-то момент, она была самой высокооплачиваемой актрисой в мире, параллельно пытаясь справиться с трудным путем от звезды-ребёнка до серьёзной актрисы. Многие другие (Маколей Калкин, Линдсей Лохан) попытались и провалились. Если Стюарт и казалась колючей и отчужденной в интервью, то это был лишь способ самосохранения. Как она недавно рассказала в «Harper’s Bazaar», нервы берут своё на публике: «Мои ладони потеют, колени трясутся, я не могу стоять на каблуках, тяжело дышу, меня тошнит». Её отношения с Робертом Паттинсоном, сдержанные и неподтвержденные, пока они не развалились публично, только сделали докучливое внимание СМИ хуже. Весь интернет поспешил придумать, прокомментировать и резюмировать их каждое движение. Стюарт жила внутри аквариума, и единственным способом выжить было утолщение стекла.
Ассайяс, намеренно или нет, даёт Стюарт шанс защитить себя и других актеров, которые снимаются в популярных франшизах. После просмотра как Джо-Энн играет мутанта в низкопробном спин-оффе «Люди Икс», Вал спорит с Марией о достоинствах славы и честностью артистического мастерства. В фильме и работе Джо-Энн, Мария видит безвкусность и одномерность; Вал — социальный посыл и уровни. Вал нравится Джо-Энн, потому что она не антисептическая, как большинство актеров, так как кажется, что между её жизнью и работой нет никаких перегородок, никакого притворства.
Стюарт — актриса, которую критиковали, на которую даже клеветали за актерскую игру, которая на экране кажется угрюмой, юношеской, деревянной, пустой, дёрганной и неэлегантной. Но, возможно, она актриса, которую волнует подлинность, и отличительная черта её стиля — это показать нам себя настоящую, не играющую. Её экранная и публичная персоны рассказывают лишь малую часть её истории. Нам надо смотреть глубже — правда усиленная открытием насколько в действительности отдалена Джо-Энн от TMZ персоны, которую видит Мария, погуглив её.
Сильное выступление Стюарт в «Облака Зильс-Мария» это не удивительное отступление. Даже будучи Беллой Свон, она уже тогда отдалялась, рискуя и пробуя новые вещи. Несмотря на критику, она выросла и развилась как актриса. Фильмы как «Добро пожаловать к Райли» (2010), «Ранэвейс» (2010), «На Дороге» (2012), «Лагерь «X-Ray»» (2014) и «Все еще Элис» (2014) раскрывают её актерский талант, который является сложным и развивающимся, одновременно хаотическим и ранимым, спокойным и чувствительным. Недавно зачисленная в еще не названные проекты Келли Райтхард и Вуди Аллена, Стюарт оставляет вампирское прошлое и публичные насмешки позади.
Как Алиса в стране зазеркалья, исход Стюарт из Голливуда поместил её в мир вверх-тормашками, где всё не так, как кажется. Но это только дело перспективы. Дав Стюарт роль ассистентки, имеющей доступ к хаосу, которым является жизнь знаменитой актрисы, Ассайяс построил зеркало отражающее жизнь самой Стюарт. Как и зазеркальная жизнь Льюиса Керолла, Голливуд это полу-выдуманное место, населенное людьми, которые думают, что могут контролировать его. Но что внутри зеркала реально? В конце своих приключений Алиса задумывается было ли всё лишь прекрасным сном. Надеюсь, Кристен Стюарт может посмотреть на эту новую фазу её жизни и подумать о том же.
Перевод pups555, специально для http://kristenstewart.today. Полное или частичное копирование информации разрешается после согласования с администрацией и с указанием активной ссылки на сайт и переводчика.