Отзывы и рецензии на фильм "Бэтмен"

Отзывы и рецензии на фильм "Бэтмен"

Something in the way — Дневники Бэтмена от Мэтта Ривза

Малым экраном в режиме инкогнито до нас добрался «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном в главной роли. О том, чем этот супергерой-миллионер не похож на своих старших собратьев, рассказывает Карина Назарова.

В новом фильме о Бэтмене режиссер Мэтт Ривз удачно эстетизировал коррумпированный город. Но этот Готэм не спасет даже нуар. Честный и порядочный комиссар Гордон таращит глаза — он работал 30 лет и наконец узнал, что любимые коллеги сотрудничают с мафией. Кандидантка в мэры по фамилии Real обещает «реальные» перемены, но реальной оказывается только пуля, которую она получает. В тумане красных огней, который въелся в асфальт, во тьме, которую освещают разве что выстрелы, в лаборатории, под сводом которой уютно порхают летучие мыши, тяжело шагает Бэтмен с красивыми заплаканными глазами.

У Ривза он — готичный мальчик под грязным небосводом. Герой далек от предшествующих воплощений: в прошлом Брюсы Уэйны — филантропы днем и беспощадные борцы с преступностью ночью, но у нынешнего Брюса лишь одна роль — быть сиротой-затворником, богато живущим на холме. Хотя и с ней не так все просто. Имение Уэйнов — на грани разорения, а появление Брюса на людях вызывает смех высшего света. У одинокого мальчика есть все шансы превратиться в злодея, в сущности, это и происходит, им движет только жажда мести, топорной и бесхитростной. Эта жажда превращает его в инструмент укрепления режима и распространения безумия. Линчевателем в маске прозвали его местные жители. Страх кажется ему лучшим инструментом контроля, и бэт-сигнал в небе теперь не зов о помощи, а предупреждение, посланное подонкам, ворам и граффитистам. Ложь, ставшая для самого героя образом жизни, не кажется ему пороком.

Пока свободолюбивая молодежь разрисовывает стены призывами избавить город от лжи, Брюс Уэйн заполняет очередной том своих дневников. Два года на посту летучей мыши он анализировал каждый свой день, перечисляя переживания то плохое, с чем он столкнулся за стенами своего замка. Закадровый голос героя читает эти записи, но стоит дневнику закрыться, он замолкает. Сформулированная мысль тревожна и боязлива — скользит, не достигая сути. Вся преступная знать у него как на ладони, правда доступна ему, как никому другому, но все же он не в силах ее увидеть — ведь он занят поиском собственных следов во всем, что его окружает (поэтому взгляд останавливается на мальчике, отца которого убили), но поиск себя в другом ничего не дает. Даже влюбиться герою не под силу. Ривз лишает своего нуарного героя femme fatale, женщины, способной разрушить, дав взамен нечто важное. Впрочем, разрушать нечего, этот Бэтмен уже сломан, рядом давно маячит смерть.

Бэтмена постоянно погружен в письмо. Каждый свой шаг он записывает на камеру, встроенную в линзы. Он и думает ретроспективно, пересматривая записи и пытаясь заметить упущенный в толпе взгляд. Но никто не посмотрит ему в глаза. «Прошу, пощади», — молит спасенный и бежит со всех ног. «Линчевателя» ненавидят даже дети. Когда Женщина-кошка отправляется в клуб для преступной элиты, надев «волшебные» линзы, Бэтмен наблюдает за тем, что видит она. Герой просит союзницу задерживаться взглядом на каждом, и девушка тут же притягивает ответный взгляд. Селина подходит к своему отражению и, бросив взгляд на сидящего за перегородкой экрана зрителя Бэтмена, снимает линзы. Этот, как будто незнакомый, опыт возбуждает в нем интерес. Он проматывает его снова и снова: влечет не к девушке, а к ее свободе видеть себя, а не тени своего прошлого.

Бэтмен копит гигабайты воспоминаний и тысячи страниц аналитических записей, пытаясь проложить свой путь к истине, подлинной только для него одного. Мне вспоминается мысль Дерриды о принципе жизни, заключенной в экономии смерти: в откладывании смерти, ее запасе и повторении. Повторяясь на письме, запасаясь уже произошедшими событиями, Бэтмен капитулирует, объявляя собственную смерть, разделывается с жизнью как непрерывной длительностью. Он прерывает настоящее, повторяя насыщенный насилием день.

Загадочник — понятный антагонист для такого героя, он обращается к Бэтмену через видеозвонки, с экрана, в открытках. Тени медиа, к которым Бэтмен приучил свою жизнь. В сгустке слов, изображений и повторов вязнет и теряется смысл, а на стенах сконструированного городка красной краской набухает: «Lies, lies, lies». Может быть, в герое что-то прояснит встреча с Женщиной-кошкой? Нет, ей не постичь его глубину, ведь вся она на поверхности. Это потрепанная тетрадка. В самой Селине тоже нечего искать, она ничего не олицетворяет, нет ни истории, ни будущего. Ее задача — высвечивать героя, пока тот говорит свое слово. Вытянув из молчаливого гота пару фраз, она исчезает.

К счастью, есть, чем вдохновиться, помимо отношений этого дуэта: пока вода льется с небес, и грим растекается по заплаканному лицу супергероя, медленный темп и детективный сюжет делают свое дело. Мир Бэтмена поясняет Something in the Way «Нирваны» за кадром и примыкающая к ней All Apologies. «Что мне написать, разве у меня есть право?» — поет Кобейн. Одно из удачных решений Ривза — сосредоточиться на монтаже, нагнетающем не тревогу и ожидание, а чувство безысходности и потерянности, осознание которых приходит с болью от того, что уже нельзя изменить. Бэтмен пытается предупредить о покушении телефонным звонком, и мы переносимся в дом, где телефон упрямо подзывает к себе хоть кого-то. Этот телефонный сигнал соединяет прошлое и настоящее, сигнализируя крах: Бэтмен опоздал, трубку поднял другой человек, никогда ему не опередить зло. Загадки будут разгаданы уже после, когда плохое уже случится. Плохое — банально. До трагедии Ривз не дотягивает. Хотя был шанс — раздражающе повторяющийся мотив непрожитого траура по умершим родителям, но тут утрата попросту не дает герою развиваться.

Бэтмен борется с несправедливостью, наводя ужас на гопников и тех, кому судьба не дала шанса. Город с гнилой утробой не может родить другого героя: этот Бэтмен — перевернутое отражение своих же врагов. Потому ему и грустно.


Источник: Сеанс


«Бэтмен» Мэтта Ривза: Тёмный город, эмо-рыцарь

Бэтмен
The Batman
Жанр: супергеройский триллер, неонуар
Режиссёр: Мэтт Ривз
В ролях: Роберт ПаттинсонЗои Кравиц, Пол Дано, Джеффри Райт, Колин Фаррелл
Премьера в России: ага, как же
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на: Сериал «Настоящий детектив» (2014–2019) • «Семь» (1995)


Молодой Бэтмен уже два года вершит уличное правосудие в Готэме, но всё ещё не добрался до крупных фигур, делающих город олицетворением коррупции. Всё изменится, когда серийный убийца в маске откроет на сильных мира сего охоту, а Брюсу Уэйну придётся разгадывать загадки, в том числе — разобраться, что на самом деле произошло с его родителями.

Из чего состоит Бэтмен? Тени. Страх. Дедукция. Кулаки. Травма. Злодеи. Альфред. Бэтмобиль. Одиночество. Мораль. Иногда на первый план выходят те или иные аспекты, но всех лучших Бэтменов можно опознать по наличию и качеству этих составляющих. С каждым разом придумывать Бэтмена заново всё труднее, но тем приятнее, когда это всё же удается.

Бэтмен Роберта Паттинсона — действительно новый. Он выходит патрулировать улицы Готэма без костюма, открыто работает с полицейскими, но даже не пытается вести светскую жизнь. В то же время он более уязвим, у него пока нет цели становиться несокрушимым символом. Он не боится совершать ошибки, а трагедия, которая определила его жизнь, хоть и не показана в фильме, но читается на лице героя постоянно. Ловишь себя на мысли о том, что Бэтмен Кристиана Бэйла справился бы с трудностями Бэтмена Паттинсона легче, но уязвимость героя делает его ближе и понятнее зрителю.

У этого Брюса Уэйна менее сердечные отношения с Альфредом, чем у других версий. Отчасти потому, что этот Альфред — не столько дворецкий и опекун, сколько учитель Брюса, бывший военный (и, видимо, телохранитель семьи Уэйнов). Отчасти потому, что перед нами Брюс, который по молодости думает, что уже всё знает про жизнь и может оттолкнуть близкого, чтобы показать свою независимость. Он не ценит ни советы, ни заботу, ни семейную компанию, ни собственную жизнь — ему важно только возмездие. Забавно, что в фильме его называют Возмездием чаще, чем собственно Бэтменом, — так он представляется уличным бандитам, а они уже разносят весть дальше.

Возможно, перед нами самый одержимый Тёмный рыцарь — просто потому, что он ещё не нашёл внутри себя Брюса Уэйна и какую-то радость жизни. Даже тёмная подводка для глаз, которую вообще-то использовали все Бэтмены и которая магическим образом пропадала у них при снятии маски, выглядит на Паттинсоне органично, как на рок-звезде поздних 1980-х или ранних 2000-х.

Немного радости в жизнь Уэйна привносит Селина Кайл в исполнении Зои Кравиц — ещё одна достойная Женщина-кошка. Из всех вариантов героини в фильмах про Бэтмена у этой — самая стройная история происхождения и вменяемая мотивация. У неё есть собственные шрамы, которые заставили её озлобиться на мир — но не настолько, как местного гота-крестоносца, поэтому рядом с ней и он смягчается.

Герои второго плана вообще получились запоминающимися, чего не скажешь, например, об их костюмах, сменивших броскость на практичность. В трейлерах в Пингвине невозможно было опознать загримированного Колина Фаррелла, но в фильме актёра выдаёт голос. Фаррелл откровенно развлекается в кадре, Пингвин и его туповатые подручные — самое комичное, что есть в этом грубом, как асфальт, неонуаре. Обратите внимание, как связанный Кобблпот пытается допрыгать до машины — совсем по-пингвиньи!

Гордон Джеффри Райта работает вместе с Бэтменом так тесно, как ни один кино-Гордон до этого. Они осматривают тела и разгадывают загадки совсем как напарники, что вызывает ассоциации с фильмом «Семь» Дэвида Финчера или с сериалом «Настоящий детектив». Загадки, кстати, интересные, тут не предскажешь, куда решение очередного ребуса заведёт героев в следующий раз. Изобретательными загадки были и в «Бэтмене навсегда», но там мы постоянно видели и самого Загадочника Джима Керри, а здесь он остаётся за кадром, что добавляет саспенса.

Сам злодей в исполнении Пола Дано пугает и вызывает сочувствие, причём и то и другое сильнее, стоит персонажу снять маску. Идея, что супергерой сам создаёт своих врагов, уже исследовалась в кино. Для Бэтмена таким отражением, как правило, был Джокер, которого Тёмный рыцарь лично окунал в химикаты или к которому из-за него вынуждена была обратиться мафия. Между Загадочником и Бэтменом много параллелей — они оба сироты, оба ведут дневники, оба обрели настоящее лицо, лишь надев маску. Будь у Загадочника ресурсы Уэйнов, может, он и не вырос бы, ненавидя всех официальных лиц Готэма. В таком контексте создание «двойника» протагонисту не ленивый приём, а попытка показать логику событий во вселенной, их причины и последствия.

«Бэтмен» — вообще фильм контекстов. Как и в случае с новым «Человеком-пауком», справедливо предполагается, что зритель уже знаком с подноготной героя. Что-то для нас проговаривают, что-то остаётся за кадром, а многое напоминает, что фильм хоть и не является частью киновселенной, но всё же помнит о богатой экранной истории супергероя. Здесь хватит кивков фильмам и Бёртона, и Шумахера, и Нолана (есть даже ретро-телефон, как в сериале 1960-х), но всё же Мэтту Ривзу удалось внятно обозначить индивидуальность своего Бэтмена и своего Готэма. Его город — смесь приходящей в упадок бёртоновской готики и удушливого индустриального Чикаго из трилогии Нолана. Ривзовский Готэм даже превосходит остальные в безысходности, и зрителю хочется посочувствовать Бэтмену в его сизифовой миссии.

Солнце в этом городе, кажется, гостит только на рассвете и на закате, что могло бы объяснить бледность Брюса Уэйна. Большая часть действия происходит в темноте, часто идёт дождь. Под дождём происходит погоня Бэтмена за Пингвином, она снята резко, быстро, почти без общих планов, характерных, например, для фильмов Нолана. Во время драк камера не скачет, но позволяет нам во всей красе увидеть мощные тумаки этого чуждого восточной грации Бэтмена. Фильм можно назвать «грязным», чем его настроение зримо отличается от выхолощенного радостного тона, характерного для большинства картин Marvel. Саундтрек Майкла Джаккино — под стать фильму, минорная главная тема начинается как «Реквием», а использование Ave Maria начинает утомлять к тому моменту, когда это сюжетно окупается.

Кино идёт почти три часа, но ощущать это начинаешь только к концу, когда за кажущейся кульминацией приходит ещё одна, погромче, поэпичнее. Трудно сказать, насколько было необходимо выкручивать масштаб, да и давать социальный комментарий в придачу: фильм ведь начинался просто как трудовые будни летучей мыши-вигиланта и не пострадал бы, если б так и закончился, не скатившись к «битве за душу Готэма». Но если в дальнейшем это окажется обязательным шагом на пути героя к осознанию, что Бэтмен — не только мщение, пусть этот восклицательный знак гордо темнеет в конце первой главы.

Триллер-пазл о действительно новом Бэтмене в новом Готэме — жёсткий, визуально запоминающийся и создающий внушительный задел на будущее.


Источник: Мир фантастики


«Бэтмен»: Откуда на Готэм готовилось нападение?

То, что начинается в декорациях Хэллоуина, в итоге выныривает из морока — в отрезвляющую реальность, представляя зрителям самого невеселого Бэтмена из его экранных ипостасей. Алексей Филиппов размышляет, такой ли герой нужен городу, и какую ответственность предполагает эта роль.

«Этот город боится меня», — хотел бы вслед за героем другого комикса прохрипеть Брюс Уэйн (Роберт Паттинсон), но пока его внутренний монолог похож на попытку убедить себя. «Страх — это инструмент», «Я и есть тень», «Я — возмездие», — бубнит он под аккомпанемент вечного дождя. Готэм — закрытый город, Нью-Йорк, в котором почти не восходит солнце, изнанка американской мечты о высоких зданиях и низком уровне преступности.

Ночным бдениям Бэтмена — два года, и кое-кто уже пугается человека в костюме летучей мыши. Хотя не все, кажется, до конца верят городской легенде — как и Брюс Уэйн не может пока поверить в себя. Чтобы отделить Темного рыцаря от простых смертных, издательство DC когда-то придумало ноу-хау: никто не должен видеть, как Бэтмен сидит — на кортах, за столом, у компьютера. Исключения были, но скорее подтверждающие правило: ради крутизны страж Готэма принимает эффектные позы в любой непонятной ситуации. Или стоит в гордом одиночестве, как провинившийся школьник. Так и Брюс Уэйн в новом фильме — хоть и знает, что в ногах правды нет, — испытывает титанический груз ответственности. Перед легендарным отцом — хирургом и меценатом, святым лицом забытого богом Готэма, который за месяц до гибели открыл приют для сирот и поддержал проект реновации местных трущоб. Не случилось — и знамя некому подхватить.

Два года подпольной борьбы с преступностью — теория малых дел с кулаками — не то чтобы дали результат. Капитал Уэйнов оседает в Бэт-пещере и больше не идет на благотворительность: это ли помощь, которую ждут? Так ли влиятелен свет бэт-сигнала, как думает довольно молодой Брюс, торопясь на очередное свидание с еще лейтенантом Гордоном (Джеффри Райт)? Безупречен ли миф о Томасе Уэйне, кандидате в мэры, который умер в расцвете сил и политических амбиций? Эти и другие вопросы ставит перед Бэтменом режиссер Мэтт Ривз, избрав антагонистом Загадочника (Пол Дано), любителя извращенных шарад, наследника Зодиака.

Впрочем, ждать многоходовочек не стоит от обоих. Ни Загадочник, ни «Бэтмен» не поражают фантазию, а работают на результат. Обоим режиссер Мэтт Ривз придумал в меру эффектную задачу: заставить оппонента — Уэйна и зрителя — вынуть голову из задницы Бэт-пещеры и озаботиться вопросом привилегий, коих у наследника Wayne Enterprises — целый особняк. При явной любви к титульному персонажу, Ривз ему сопереживает, но не щадит. Жизнь раз за разом отправляет Брюса Уэйна в нокаут: драка с мало-мальски сообразительным оппонентом заканчивается темным экраном, Женщина-кошка (Зои Кравиц) с пол-оборота понимает, что перед ней богатенький сторонник «всего хорошего против всего плохого», Гордон по-отцовски вытаскивает из передряг, Загадочник хихикает над несообразительностью. Шутка ли, «лучший детектив в мире» порой не видит дальше собственного носа под стильной маской.

Собственно, Загадочник, поначалу являющий только дыхание извращенца и костюм болотного цвета, — ядро фильма, его помутнившийся мозг. В нем Мэтт Ривз находит идеального двойника и проводника для своего Брюса Уэйна, вдохновленного затворником Куртом Кобейном, точнее — его депрессивным отражением в «Последних днях» (2005) Гаса Ван Сента. Неслучайно столько внимания уделено шагам Бэтмена — грохоту подошв приближающейся расплаты. Это и топот рыцарских лат, и усталая поступь рок-звезды, и робкие шаги неофита: увидят прикид — авось убегут.

Неторопливость, размазанность трехчасового фильма вытекает не из запутанности детективной линии, как у Дэвида Финчера в «Семи» (1995) или «Зодиаке» (2007), не из античной трагедии (анти)героя-мстителя, как в «Таксисте» (1976) Мартина Скорсезе. Это туманность пережитой травмы, личный кошмар, растянутый до координат города. Смягчающее обстоятельство, позволяющее критике Ривза не звучать совсем уж безжалостно. И только персонаж Пола Дано, пугающе похожий на Уэйна во всем, кроме счастья родиться в богатой семье, способен озвучить все герою в лицо. Показать оскал тьмы, если ее долго пестовать в себе под видом сложности мира или тяжелой ноши.

Потому Бэтмену и не подходят слова Роршаха из «Хранителей» про страшащийся его город. Уэйну, как бы он ни тупил взор и не сжимал кулаки, есть, что терять. Хотя бы симпатягу Альфреда (Энди Серкис), который тоже — и/о отца, робкий воспитатель духа. Или, если не смотреть в прошлое, — Селину Кайл, которая в исполнении Кравиц не роковая женщина или другой мизогинный штамп, а брошенная дочь, учившаяся выживать в беспринципном мире мужчин, их капитала и принципиов (sic!). Ривз наделил ее субъектностью, отличной от мачистского страха близости.

Не самое выразительное решение, но в этом «Бэтмене» почти ноль наносной харизмы. Никаких карнавальных нарядов и пестрого грима, готических шпилей и кошмара перед Рождеством. Максимум — мизансцены и гамма Эдварда Хоппера, пара открыточных видов да смутное обаяние неон-нуара с его мигающим светом и суматохой ядовитых билбордов. Если Бэтмен и есть Готэм, то, помимо доброго имени и темных крыльев, ему носить и вековые проблемы, и печать творящегося беззакония. Иначе — это борьба со следствием, а не корнями тьмы.

Отвлечься, конечно, есть на кого: и на одержимого местью Загадочника, и на выразительного Пингвина (Колин Фаррелл под толстым слоем грима), и на Кармина Фальконе (Джон Туртурро), который играет зло в чистом виде — с самой успокаивающей интонацией в темном углу. Во все это слишком легко поверить: хаос правит, ничего не изменить, город прогнил, ад пуст — все бесы здесь, а богатыри не мы. И все же, если прикончить эго — как советует Бэтмену одноименный комикс Дарвина Кука, — окажется, что тьма не бесконечна. Просто рассеивать ее — чертовски много работы. И дело это страшно неблагодарное. Но надо однажды начать.


Источник: Кино-Театр.РУ


Красное на черном

 

Бэтмен: эстетика вторичности от лучших профессионалов Голливуда

Картинка – главное из немногочисленных достоинств этой тяжеловесной и не самой изощренной картины.

Первыми мрачными сценами, в которых читается оммаж «Хранителям», пока за кадром звучит практически роршаховский монолог, Мэтт Ривз заявляет себя крепким ремесленником, который знаком с матчастью, может красиво облицевать фасад, но к фундаменту истории о Человеке-летучей мыши не полезет – то ли из осторожности, то ли от творческого бессилия.

Погони на машинах, выписывающих пируэты в кольцах огня, эпичные падения из–под потолка, искусственные цунами… Понятно, что режиссёр уважает не только Зака Снайдера, но и Майкла Бэя. И, позаимствовав некоторые технические приёмчики, откровенно перещеголял обоих громоздких мэтров по части вкуса.

Увы, терпкий аромат свежих технических решений перебивается чесночным душком вторичности от всего остального. Стильный гранжевый Бэтмен в исполнении подкачавшегося, но не успевшего просушиться Роберта Паттинсона под величественный гул духовых обладателя «Оскара» Майкла Джанкино предсказуемо перемещается по ключевым локациям в поисках совсем не пугающего Загадочника Пола Дано, который голосом косплеит Бэйна Тома Харди, а манерой общения – Джокера Хита Леджера.

Плавая в стилистической проруби где-то между буффонадой Бёртона и гиперреализмом Нолана, творение Ривза подобно описанному в «Залечь на дно в Брюгге» «Тоттенхэму» не опускается в водоросли, но и на поверхность не выглядывает. Примитивная детективная интрига, украшенная добротными актерскими работами, среди которых выделяется абсолютно неузнаваемый в гриме Пингвина комичный Колин Фаррелл, утыкается в кондовое морализаторство.

Ответив старым добрым насилием на озлобленность исключенных их жизни «маленьких людей», как всегда инфантильный Бэтмен порефлексировал в черно-белом спектре об «отцах», закрутил ультра-короткий роман с Женщиной–кошкой Зои Кравиц – да и растворился во тьме.

Лучом света из этой темноты лишь однажды выглядывает Загадочник, парируя (хотя и не напрямую) неуместный тезис о пресловутых «привилегиях белых» и заявляя, что цвет у привилегий – зеленый, как всем известные банкноты. Разумеется, крамольную мысль о замалёванном гендерными и расовыми красками конфликте между бедными и богатыми можно вложить лишь в уста психопата и террориста.

Социальный контекст в новом «Бэтмене» столь же незначителен, как и остальная «начинка». Гора из выдающихся артистов, ещё одного оскароносца, оператора Грега Фрейзера, команды сценаристов родила пусть летучую и с очень красивыми красно-черными крылышками, но все-таки мышь.

Погрязнув в цитатах, начиная с музыкальных отсылок в заглавной теме к «Имперскому маршу» и Бетховену, и заканчивая разъезжающимися на перекрестке, словно Вин Дизель с Полом Уокером, Паттинсоном и Кравиц, Мэтт Ривз завернул в изумительную конфетную упаковку несколько иную коричневую субстанцию. Нет, не ту, что вы подумали. Речь, скорее о гематогене. У этой сладости тоже есть свои фанаты. Например, некоторые кровососущие из отряда рукокрылых.

Оценка – 2,5 из 5

Источник: Российская газета


Специально для http://vyruchajkomnata.ru/ , официальной группы Вконтакте Кристен Стюарт/Роберт Паттинсон.Vyruchajkomnata(подписываемся на группу) и Твиттера @Vyruchajkomnata. Полное или частичное копирование информации разрешается после согласования с администрацией и с указанием активной ссылки на сайт.

 

 

21.11.2024 | 357 | НОВОСТИ О РОБЕРТЕ | Гость
Комментарии (1):
1 робокашка  
0
Руколяпая рецензия

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]