Если вам когда-нибудь доводилось бывать на съёмочной площадке, то стоит знать, что у инженеров по звукозаписи та ещё репутация. У них, посвящённых тому, чтобы детально фиксировать музыкальное повествование фильма, самая утомительная работа. Это неблагодарная роль во многих аспектах: люди редко хвалят кристально чистый звук в фильме, но, бесспорно, зрители жалуются на звук искажённый. Аманда Бэггс, сводившая звук в дебютной ленте Кристен Стюарт «Пойдём поплаваем» для антологии Shatterbox журнала Refinery29, с гордостью отзывается о своей работе.
«Будучи звукомишером, я главный союзник актёра, – делится со мной по телефону Бэггс. – Моя цель – захватить актёрскую игру».
Впервые она познакомилась со Стюарт на съёмках «Лагеря X-Ray» (2014) о солдатах, служащих в Гуантаномо. Когда Бэггс разъясняет мне свою позицию – я не притворяюсь, будто понимаю все тонкости работы на съёмочной площадке, – она приводит пример режиссёра Shatterbox.
«[Кристен Стюарт] всецело отдаётся роли, – объясняет Бэггс. – Если она выкладывается на сто десять процентов, вам не захочется подходить к ней со словами «вообще-то, мы не до конца поймали ту фразу» или «мы как бы упустили её», или «прозвучало немного тихо – можем повторить?».
Стюарт столкнулась с Бэггс на вечеринке в Лос-Анджелесе спустя несколько лет после выхода «Лагеря X-Ray» и пригласила этого звукооператора для своего проекта с Refinery29.
«Пойдём поплаваем» – импрессионистский портрет беспокойства, воображения и тьмы – сам по себе не перегружен диалогами, предоставляя Бэггс немного творческой свободы. (Похоже, диалог – это поводок, который сдерживает звукорежиссёра.)
«Мне довелось поиграться так, что в полнометражном фильме не вышло бы, – делится опытом звукооператор. – Смекалка работала на всю катушку, например, «о, я хочу поставить микрофон сюда и добиться этого клёвого звукового эффекта» или «а если мы попробуем снять это в другой комнате и послушаем через дверь?» Обычно не выдаётся такая возможность или время».
Бэггс работает звукооператором уже почти десять лет – по стандартам киноиндустрии это не очень большой срок, но резюме тридцатилетней девушки под стать опытному работнику. Выпускница колледжа изобразительного искусства и дизайна города Саванна, Бэггс начала профессиональную карьеру ещё в средней школе. (Собственно, по словам Аманды, формально она окончила школу, плавая на рыбацкой лодке в Коста-Рике.) Одним из её наиболее заметных проектов является коротенький фильм «Звёздные войны: Пробуждение силы и новая критика любимых женщин 20 века». Два года назад её приняли в общество монтажёров звука (Cinema Audio Society), где женщин-звукооператоров можно пересчитать по пальцам одной руки. Бэггс невероятно молода для своих достижений (члены съёмочной группы постоянно припоминают её возраст), также она обособлена из-за своего пола. В киноиндустрии большинство закулисной работы выполняют мужчины. Недавний отчёт выявил, что количество женщин в режиссёрском кресле не увеличилось с 1998 года.
Когда я спрашиваю о том, что женщины-звукооператоры – редкость, Бэггс вздыхает, искушённо смеясь.
«Получай я доллар каждый раз, когда продюсер, член съёмочной группы или актёр говорит мне, что я первая женщина-звукорежиссёр...»
Почему мало женщин оказываются по ту сторону экрана? Бэггс теоритезирует, ссылаясь на техничность данной работы. Звукорежиссёрам полагается иметь своё оборудование и владеть им, особенно на начальном этапе своей карьеры.
«Если конкретнее – вы должны знать все тонкости своего оборудования, – признаётся Бэггс. – У вас должно быть желание обходить проблемы и решать их, а также работать с любым имеющимся оборудованием, и, к сожалению, молодые девушки не склонны к техническим хобби».
Она бормочет что-то о репутации звукоцехов, в частности – из того что я почерпнула, – что звукооператоры считаются паиньками съёмочной площадки. Бэггс упоминает популярные шутки своего звукоцеха. (Она не приводит мне конкретные примеры, но быстрый поиск в Гугле подкидывает пару перлов на социальном новостном сайте Reddit.)
«Люди не понимают, чего нам стоит выполнять свою работу», – нараспев чопорно смеётся Бэггс над шутниками.
Аманда подмечает: «Зритель готов простить плохой кадр, но плохой звук особо не исправить».
Звукозапись важна – немного педантизма не помешает.
По ожиданиям Бэггс, она не всегда будет символом «той самой первой» женщины в мире звукорежиссуры. За относительно короткий срок пребывания в данной сфере она заметила перемены.
«Особенно в операторском отделе и в звукоцехе всё больше задействовано женщин – за десять лет моей работы в этом направлении наметилась определённая тенденция», – говорит Аманда.
Чёрт, давно пора.
Посмотрите трейлер томительного короткометражного фильма Стюарт «Пойдём поплаваем», премьера которого состоится на кинофестивале «Сандэнс» в 2017 году.
Только 7% топовых фильмов 2016 года были сняты женщинами. Refinery29 хочет изменить это, дав 12 женщинам-режиссёрам шанс заявить о себе. Наше послание Голливуду? Вам не победить без женщин. Смотрите новые фильмы каждый месяц на Refinery29.com/Shatterbox и Comcast Watchable.
Перевод выполнен Rara-avis специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.