Иногда отличный фильм является всего лишь отличным фильмом? Или нет?
По улицам Манхэттена величаво движется белый роскошный лимузин, внутри заключенный, эгоист, арестант идеалов навязанных современностью, игрушка в руках корпоративного разума, двадцативосьмилетний миллионер Эрик Паркер, ведущий день за поглощением информации c фондов биржевого рынка. Так начинается действие киноленты, сотворенной самым независимым
творцом современного кинематографа. Одноименная экранизация романа Дона ДеЛилло, поставленная Дэвидом Кроненбергом, произведенная аккуратно с уважением к первоисточнику, в знакомой манере культового, неординарного творца-исследователя, прославившегося слиянием технологического хоррора с гнетущей темнотой. Лично мне не все работы канадца пришлись по душе, однако некоторые, например, как эта, войдёт в мою личную коллекцию любимых.
Завязка сюжета проста: поехать постричься. Для её выполнения главной персоне, на ком сфокусировано всё внимание, доведется изрядно потрепать нервы, да и попотеть, прежде чем добраться до парикмахерской. Тут появляется ещё одно главное действующее лицо - сам город, его величество Вавилон современности, урбанистическое «большое яблоко», Нью-Йорк. Кроненбергу великая «столица» бизнеса представляется жалкой свалкой, урной людской порочности, алчности, продажности, куда каждый день выбрасывается на ветер огромная куча денег, где царствует хаос и беспорядок. Агрессивный мегаполис ставит препятствие за препятствием персонажу, задерживая его в пробках, даже пробует навредить Паркеру физическим путём. Препятствия, остановки, каковы интересно разобрать, каждая их деталь — осколок европейской цивилизации, падающей вниз со стремительной скоростью. Следует отметить, по содержанию это остросоциальное заявление от канадского мастера на злобу дня, только лишённое моральных принципов и поучительного итога.
Техническая сторона картинки высокого уровня, синефила порадует некая дань уважения эпохе 80-70-ых. Кадр оператором Питером Сушицки установлен как всегда точно. Музыкальная составляющая от постоянного союзника режиссера, композитора Говарда Шора, приятна на слух, даже не смотря на преобладание тишины. Сценарий же плавно направляет Паркера к тяжелому разговору с крысой, живущей в тёмных закоулках города, к кульминации, важной не конкретно самой беседой, а тем, как она происходит и каково напряжение исходит от её собеседников, босса и бывшего работника. Самая важная часть, за которою я полюбил «Космополис», спрятана за ширмой диалогов, не так отчетливо выходит на первый план, не заявляет о себе открыто, держит до конца невидимую дистанцию. Однако сама идея книги и её исполнение, хотя бы первой части на двадцати минутах, не должно оставить равнодушным ценителя кинематографа.
Поэтому я недоволен низким рейтингом данной кинокартины у нас, да и вообще. Неужели так сложно понять? Кроненберг открыто со зрителем общается о проблеме капитализма, да и не только. Ведь в итоге всё оборачивается исследованием излюбленной ему темы. Во всех его работах, была и остаётся психология личности, её же патология, виновником её обозначен, собственно, сам человек, видимо в этом и есть суть всей рассказанной истории. Здесь же это получилось хлёстко подчеркнуть, без лишнего шума и ненужных пояснений. Дэвид предоставляет индивидуума потерявшего смысл связи с настоящими людьми, красивую куклу с лоснящимся лицом Роберта Патинссона, хорошо подошедшего сюда. Патинссон и так является неплохим актёром («то, что нельзя упоминать всуе» забудем), что он доказывает способностью сыграть роль этакой безэмоциональной версии «Американского Психопата», отыграть так, как не каждый сможет. Кроненберг поставил его бездушным манекеном, мутантом, уже потерявшего с человеческой сущностью совершенно всё. К слову, главные персонажи фильмов Кроненберга - люди со странностями, проявляющие любопытство к опасному. Вспомнить хотя бы больного извращенца Джеймса Балларда («Автокатастрофа»), наркомана Билла Ли ("Обед Нагишом») и Макса Ренна ("Видеодром»). Дальше, предоставив мир индексов, курса валют, бездушным чудовищем пожравшим человечество. Обнажая главную слабость современного общества — власть к деньгам и безразличие к жизни других, он забивает гвоздь в крышку гроба системы финансов. После просмотра останется неясный осадок, либо же вы останетесь в недоумении, а я же фильму готов только аплодировать стоя.
«Космополис» — идеальная пища для мозга, реализованная новаторским подходом, один из лучших и выдающихся кинофильмов двадцать первого века, рассказывающий о влиянии цифр на человеческую душу. Кроненберг, взявшись за новую тему, написав сценарий за шесть дней, остался верен своему направлению, выполнив свою работу, по моему скромному мнению, просто отлично. Кроненберг здесь не выворачивает зрителю душу наизнанку, а оставляет нечто важное, открытое с искренностью. Очень-очень жаль, что именно искренность, вложенную им, многие не поняли, или приняли отрицательно. А ведь фильм, к тому же, попросту чертовски хорош! В голове осталось впечатление, умный, сильный кинофильм, о смысле коего можно долгими вечерами спорить. Настоящий автор должен задать интересный вопрос, ответ же на него приятнее находить самому. А, может быть, вопроса нет, и это всего лишь отображение реальности ирреальностью, как это было в «Экзистенции»?
8,5 из 10
Поиск - kolomar
Специально для http://vyruchajkomnata.ru/. Полное или частичное копирование информации разрешается после согласования с администрацией и с указанием активной ссылки на сайт.