Автор сценария: Макс Лэндис
Объем: 109 страниц (закончен 13 марта 2013 года)
Жанр: Инди-фильм / Экшн ???
Короткий пересказ: психологически неуравновешенный бездельник живет в маленьком городке со своей девушкой, когда на него начинает охотится ЦРУ по неизвестным причинам.
О сценарии: История написана Марком Лэндисом, писательской машиной, которая делает 5 сценариев в год. Автор сценария к фильму «Хроника» (2012) пригласил на главные роли Джесси Айзенберга и Кристен Стюарт, а также режиссера комедии «Проект Х» Нуму Нуризаде. Сам Лэндис недавно срежисировал свой фильм «Я, Его, Ее», который описывает его как «историю еще тех сучек». Журналу Variety он сказал следующее про «Ультраамериканцев»: «Это настоящее сумасшествие! В нем есть немного от дьявола», - это можно сказать о многих его сценариях. Съемки «Ультра» проходили прошлой весной, а выйдет он в 2015 году.
Похоже на фильм «Страна садов» (2004) … Или на «Идентификацию Борна»? Уверен, Вы ничего подобного не видели. Может ли нечто подобное, как эта история, кому-то понравится? Это хороший вопрос, но я не уверен, что могу отвечать на него к концу этой рецензии. Все потому что, как я слышал, Макс Лэндис (автор сценария) всегда пишет только один вариант сценария и никогда его не переписывает. Если студия купила его работу и просит что-то переделать, то он отказывается. Либо так, либо никак. Не знаю, правдивый этот слух или нет, но не хочу судить эту более интенсивную версию фильма «Идентификации Борна». Если я не видел ничего подобного, это не значит что это плохо.
Я всегда восхищался сценаристами, которые не переписывают свои сценарии, не готовят несколько альтернативных концовок на выбор студии и режиссера. Действительно, сколько еще людей могут похвастаться, что у них купили сценарий и не делали никаких изменений? Но мне также интересно, сколько из таких сценариев, в которые нельзя вносить даже незначительную правку, в итоге стали хорошими фильмами?
Итак, сюжет фильма. ВНИМАНИЕ!!! СПОЙЛЕРЫ!!! ТАМ РАЗКРЫВАЕТСЯ НЕСКОЛЬКО ФИШЕК ФИЛЬМА, ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ ПОРТИТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ КАРТИНЫ - НЕ ЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ВЫДЕЛЕННЫЙ ЧЕРТОЙ!!!
29-летний Майк Хоуэлл (Джесси Айзенберг) живет в обычном маленьком городке Лиман, штат Орегон, США. Он находится на распутье своей жизни. У него нет никакой мотивации. Он даже никогда не покидал свой город. И это делает сложным понять, почему его красивая хиппи подруга 28-летняя Фиби Ларсон (Кристен Стюарт) живет с ним.
Потому что Фиби обладет всеми теми качествами характера, силой, уверенностью, целенаправленностью, которых у Майка нет.
Короче, в конце трудового дня – ладно, это не совсем правда. Майк работает в продуктовом магазине, так что я перефразирую. В середине рабочего дня Майк замечает, что пара чуваков пытается прикрепить что-то к его машине. Он спрашивает, что они делают – и те достают пистолеты и готовятся его пристрелить.
Так что Майк достает ложку, которой только что ел мороженое и убивает этих двоих ею (да, именно ложкой!!!). Он выглядит невероятно удивленным этими своими действиями. Как он, черт возьми, это сделал? Он идет к Фиби, чтобы рассказать о случившемся, но в его дом врываются неизвестные, чтобы снова его убить.
В конце концов, мы узнаем, что Майк – часть секретной программы ЦРУ, в которой готовили суперагентов, затем маскировали под обычных людей, стирали им память, чтобы потом в нужный момент «разбудить» такие « спящие машины смерти» (нечто подобное было в первой "Обители Зла", также стертая память была в фильме "Шестой день", а Борн потерял свою память после несчастного случая). Но сейчас создатели проекта решили замести следы, уничтожить всех «спящих» агентов. Но все это не интересует Майка. Он хочет понять, как он убивает людей ложкой!
Совсем скоро в маленький городок Лиман приезжает целый отряд агентов ЦРУ, чтобы убить Майка, но он так просто не сдается. Тем более, что с каждым убитым агентом, он получает доступ к более совершенному оружию (если вы можете убить человека ложкой, то представьте, что будет, когда у вас появится пистолет).
Но Майка просто подкашивает от новости, что его девушка Фиби на самом деле – агент ЦРУ, которая все пять лет их отношений была с ним, чтобы следить (вспомните "Мистер и миссис Смит", только миссис все знает). Если ты узнаешь нечто подобное о своей девушке, и человек 30 попытаются тебя убить, это введет много кого в депрессию. Но Майк решает использовать свои странные таланты, чтобы проучить ЦРУ. Никто не смеет пугать Майка из города Лиман, штат Орегон. Да, сука!
В Голливуде подобный сценарий называют «два в одном», потому что он совмещает два жанра. «Два в одном» сводят с ума продюсеров. По одну сторону, такие сценарии являются очень оригинальными. Если они не относятся только к одному жанру, то никто подобного еще не видел. Это замечательно! Но по другую сторону, никто не знает как продвигать подобные «два в одном». Аудитория (т.е. и ты зритель) хочет знать, на какое кино они идут. Если ты хочешь посмотреть триллер, то ты не идешь на нечто подобное триллеру и нечто подобное мелодраме. Ты идешь на триллер. Я имею ввиду, вы бы посмотрели фильм «Близнецы» (2014), в котором героиня Кристин Виг была бы одновременно и жертвой и убийцей? Думаю, нет.
Мы надеемся, что «два в одном» при всей своей оригинальности, все еще сохраняет признаки определенных киножанров. Ведь уже почти не осталось фильмов, которых можно обозначить как один жанр. Фильм «Бабудук» (2014) одновременно и ужастик и драма. Благодаря своей многожанровости подобные картины могут участвовать в состязании за внимание зрителей.
Значит подобное случится и с «Ультраамериканцами»? У меня нет ответа. Просто я прочел первый вариант сценария. Но ведь Лэндис всегда пишет только один вариант и никогда его не переписывает. Обычно сценарий множество раз дописывают, сокращают, увеличивают, добавляют новые сюжетные линии, изменяют имена и профессии персонажей. Всегда сложно сказать что-то, прочитав самый первый вариант сценария.
Но самый первый сценарий дает Вам то, что вы улавливаете мгновенно – энергию будущего фильма. И если ты улавливаешь это, то никакие переписки сценария это не поменяют, а если этого нет, то ничем твой сценарий уже не спасти.
Первые 15 станиц «Ультра» (размеренная жизнь Майка и те самые убийства ложкой) захватывают Вас и заставляют читать дальше. Стиль сценариста Лэндиса, узнаваемый и смешной, прекрасно работает с той самой «энергией сценария». Ты не знаешь, чем все закончится, но это так чертовски чудесно, что ты продолжаешь читать. Как еще объяснить удовольствие от слов персонажа: «Ты будешь задержан, мы будем тебя пытать, чтобы ты выдал свой источник информации, тебе предъявят обвинение в государственной измене и посадят пожизненно. Даже если у меня нет ордера на арест и нет нужных доказательств, то бюрократический механизм Америки все сделает за меня, и ты останешься таким же мудаком навсегда. Сейчас ты моя собака, я могу вывести тебя на прогулку!».
Когда сценарист пишет сценарий – он часто меняет историю на протяжении своей работы, может что-то переписать, переделать диалоги. Потом он приносит сценарий в Голливудскую гильдию сценаристов, где его регистрируют (чтоб никто потом не украл идею) и относят в архив. Из этого архива его могут вынуть студии через несколько дней, недель, месяцев, лет. И начать подстраивать его под себя, под режиссера или под актеров. Сценарист начинает переписывать 20, 30, 40 страниц. Я знаю ребят, которые полностью переделывали текст в 110 страниц, заучив его наизусть. Но проблема в написании только одного варианта сценария состоит в том, что персонажи не прописаны до конца. Когда у тебя есть возможность добавлять новые сцены или удалять сцены, меняя локации фильма, то ты смотришь на своих героев с разных сторон, можешь помещать их в разные ситуации. Ты можешь заметить недосказанность, исправить ее.
Например, пока Майк и Фиби начинают нам нравится (Майк – бездейственный лузер, а Фиби – хорошая подружка, которая пытается ему помочь), а события развиваются динамично, то характеры начинают расцветать. Но до этих пор они просто двое людей, которые убегают, чтобы выжить. Когда ты борешься за свою жизнь, то твоя будущая карьера уже не кажется такой уж важной. Но это вызов для сценариста. Если ты хочешь сфокусировать историю на этих персонажах, то они должны показывать свои мысли и свои отношения с другими персонажами. Т.е. сценарий должен показать изменения персонажа на протяжении сюжета. А трансформация персонажа требует много работы сценариста.
Лично я считаю, что Макс Лэндис – хороший писатель, он смешивает хаос с детским весельем. Он как Брайан Дуффелд (известный сценарист фильмов), но только с большим безрассудством. Это придает его сценариям неповторимый стиль. Я хочу увидеть еще его работу. Это весело, как будто ты болтаешь с разносчиком пиццы, который рассказывает тебе смешные случаи из свой работы. Но в конце концов ты начинаешь путаться в его рассказах.
Я придумал собственную классификацию впечатлений от сценариев:
- что я только что прочитал?
- это не для меня
- стоило прочитать
- впечатляюще
- гениально.
В моем случае – «это не для меня». Что я понял: читая сценарий, ты ощущаешь не совсем то, когда смотришь фильм. Я часто говорю при первой читке сценария, когда там много монологов. Это бывает из-за того, что в первых вариантах сценария мы еще не знаем наших персонажей достаточно хорошо. Поэтому мы даем персонажам возможность выговориться, чтобы понять их. Потом, работая над сценарием перед началом съемок, мы убираем многие эти «монологи» и просто показываем какие-то привычки персонажа, через действие раскрываем его характер перед зрителем.
В «Ультраамериканцах» тонны монологов, и их становится больше с развитием сюжета. Лэндис хороший автор, который не дает этому стать проблемой (его монологи очень даже смешные), но часто подобное убивает фильм.
источник https://vk.com/page-17442219_49941498
Перевод: Мария Кутнякова
В сотрудничестве с http://vk.com/kristenstew_com