Репортаж со съемок фильма «Персональный покупатель» в журнале Inrockuptibles (Перевод)
Призраки и иллюзии
После «Облаков Зильс-Марии» Оливье Ассайас вновь объединяется с Кристен Стюарт в проекте «Персональный покупатель», выход которого ожидается в апреле. Репортаж со съемок.
Погода была чудесная этим утром в Болонском лесу. Хотя уже наступила осень, светит солнце и оставляет золотистые, красные и рыжеватые отблески на столетних деревьях, которые окружают озеро. Десяток или около того бегунов пробегают с разной скоростью, только некоторые замедляются, заинтригованные чем-то необычным. Искусственное освещение окружает маленькую лодку, пришвартованную у берега; примерно три десятка женщин и мужчин с рациями в руках снуют вокруг. Сидящий почти на земле с видео-монитором на коленях человек — Оливье Ассайас, сосредоточен на снятом кадре его нового фильма «Персональный покупатель».
Короткие волосы уложены назад резинкой, кожаная куртка с воротником из искусственного меха, черные узкие брюки, свитер Lacoste поверх черной рубашки, белые кроссовки; девчонка-сорванец в последней стадии дегламуризации — Кристен Стюарт едва ли можно принять за кого-то, не относящегося к съемочной команде, с которой у нее теплые отношения. Она хорошо их знает. Команда почти та же самая, что работала над «Зильс-Марией», предыдущим фильмом Оливье, за который Кристен получила Сезар в феврале 2015 года. Даже ее телохранитель тот же, великан из Германии по имени Ганнибал, который следит краем глаза за толпящимися в кустах папарацци и безостановочно наблюдает за звездой.
Персональный покупатель из названия — это Кристен Стюарт, молодая американка, живущая в Париже и работающая в сфере моды. Она стала рабыней известной модели. Пролетарий, но живущая в мире, окруженном деньгами, где каждый в гламурных одеяниях. «В начале фильма», — говорит Оливье Ассайас, — «в голове у меня крутилась идея. Я хотел рассказать историю человека, который ненавидит свою работу. Она окружена самым жестоким материальным миром. Поэтому она находит утешение в абстрактном и идеалистическом мире». Впоследствии, в переходе от фантастического триллера к фильму ужасов, персонажи все глубже и глубже погружаются в мир более потусторонний, с призраками и иллюзиями.
В то утро в маленькой лодке в качестве подиума проходила фотосессия для модного журнала. Фотограф Бенуа Певерелли, можно сказать, играет самого себя, как он уже делал в «Зильс-Марии» (где он фотографировал Жюльетт Бинош для рекламы Chanel), «и, как примечание, также спал с персонажем Кристен», — шутит он между двумя дублями. Его персонаж теряет терпение, потому что модель, которую он ждет для съемок, все еще не приехала. Координатора съемок играет Калипсо Валуа, дочь Элли и Жакно, электро-поп группы, для которых Ассайас снимал видео-клипы в 1980-х. «Немного странно видеть взрослую Калипсо в одном из моих фильмов. Ее мать была беременна ею, когда я снимал короткометражку в Токио давным-давно. Она так и не была закончена».
Камера. Готовность. Мотор. Кристен Стюарт бежит к Калипсо Валуа, чрезмерно извиняясь. Ее босс проспала, может, она скоро приедет. Калипсо идет вместе с Кристен к маленькой лодке, освещенной искусственным светом, которые в свою очередь освещены прожекторами для фильма. Фотограф, который, в надежде убить время, снимает своего ассистента — хипстера с бородкой и в шапочке, — предполагает, что личный шоппер тем временем займет место модели. Калипсо Валуа помогает ей забраться в лодку, держа за руку, и вот, маленькая, пугливая ассистентка оказывается в ореоле света. Снято. Забегали одни люди, другие меняются местами, отдыхают, в то время как камера снимает все происходящее. Даже на этих ранних этапах уже можно узнать волшебство Оливье Ассайаса.
Дубли за дублями. Режиссер радуется цвету осеннего леса. И, как обычно, приезжает Шарль Жиибер, продюсер, который присутствует на съемках почти каждый день. После нескольких месяцев запутанных и ни к чему не приведших переговоров об американском проекте Оливье Ассайаса, гангстерском фильме с Робертом ДеНиро и Робертом Паттинсоном, резко прекратившихся еще до начала съемок, и после уже вложенных миллионов долларов, Жиибер опасается, что режиссер так быстро отыграл это предложение с новым фильмом, который он написал всего за несколько недель. Кристен Стюарт ходит кругами для сосредоточения. Главный оператор Йорик Ле Со говорит нам, что между дублями она смотрит в Youtube короткие ролики о животных на своем айфоне. «Не ерунду, чтобы посмеяться, а, скорее, документальные съемки с обезьянами, кошками, собаками. Мне кажется, будто она пытается понять, как они двигаются. Это забавно, потому что, я думаю, внутри нее есть что-то очень дикое, повышенное внимание ко всему, что происходит вокруг нее, природный инстинкт». Он также описывает ее особенную энергию, ее скорость речи и эту ее способность «привносить живость, интерес, иногда трогательность, в кадр, где женщина просто открывает дверь, снимает пальто или смотрит в телефон». Мы вспоминаем первые кадры «Зильс-Марии», где она говорит по телефону, улаживая проблемы графика Марии, прохаживаясь по коридору поезда. И пока мы не понимаем, что происходит вокруг, кое-что привлекает наше внимание.
В полдень команда снимает возле шикарного здания в старинном квартале Парижа. Снимают сцену, в которой актриса выбегает из здания, очевидно, сильно потрясенная, запрыгивая на свой скутер, скрываясь. Вокруг почти три десятка папарацци. Молодые девочки, не сказать, что тинейджеры, уже пост-сумеречные фанатки, нашли место, где идут съемки, и пытаются подойти ближе.
Несколько дней спустя мы встретились с командой в Севре (предместья Парижа). Кристен снимается в кафе с Сигрид Буази («Эдем», «Метаморфозы», «Портрет художника»), Паскалем Рамбером и Одри Бонне. Их разговор тихий, таинственный и загадочный. Обсуждают шведскую художницу Хильму аф Клинт, которая писала портреты и пейзажи всю свою жизнь. За несколько лет до Малевича она начала рисовать абстрактное. Она открыла абстракционизм, но никто этого не знал. Возможно, у нее возникла эта идея в процессе изучения спиритизма. Новости передаются в задумчивом выражении лица Кристен.
В зависимости от дубля она то покусывает пальцы, то нервно теребит руки. Она неподвижно смотрит куда-то, вне видимости камеры. В этом есть какая-то тайна и загадка. Но мы не узнаем до весны, какие тайные силы несут тревоги персональному покупателю.
Специально для http://vyruchajkomnata.ru/.Полное или частичное копирование информации разрешается после согласования с администрацией и с указанием активной ссылки на сайт.