Став первой американкой, выигравшей Сезар (французский эквивалент Оскара) за роль второго плана в потрясающем фильме Оливье Ассайаса "Облака Зильс Марии", Кристен Стюарт сказала за сценой, получив эту награду, репортерам: "Причины, по которым снимают фильмы здесь, во Франции, очень отличаются от причин, по которым снимают фильмы в Голливуде. И мне больше нравится здесь".
Во время промо "Облаков Зильс Марии" в Каннах в прошлом году Стюарт призналась в любви к инди-фильмам - среди последних у нее были "На дороге", "Лагерь Х-ray", "Все еще Элис", а сейчас у нее впереди сотрудничество с одним из самых международно известных из французских режиссеров в сфере артхауса - это не было намеренным карьерным шагом, чтобы инагурировать фазу взросления, а было, скорее, ответом на существенные предложения. Эта разница, на которую звезда указала на Сезаре, не связана со вкусом самой Стюарт, или менеджментом, или продвижением себя как звезды, а связана с типами ролей, которые для нее наиболее приемлемы. И это у нее на первом месте.
Американский релиз "Облаков Зильс Марии" - одного из фильмов, получивших наилучшие отзывы критиков в этом году, спровоцировал многочисленные оценивания самой Стюарт, подчеркивающие, что особенность работы Ассайаса в том, что он смог открыть особые силы Кристен, и раскрыть уникальную киноперсону, которая всегда существовала, просто чаще всего незамеченно.
Скотт Тобиас тонко отметил в деталях выдающуюся игру Стюарт, четко указав на то, с каким постоянством все это время недооценивали ее в роли Беллы Свон: "Стюарт не пытается возродить свою славу с той же силой как Мария в исполнении Бинош. Это не в стиле ее персонажа, собственно как и самой Стюарт. Ее работа в "Облаках Зильс Марии" исключительно тонкая: никаких больших взрывов, а постепенное отдаление от интенсивности зависимости от Марии".
А Эндрю О'Хехир наблюдает как фильм и сама Стюарт обыгрывают ее славу как средство демонстрации ее характера, позволяя актерской игре близко подойти к ее реальности: "В то время, как в "Зильс Марии" много разных пластов и элементов, а слава Стюарт определенно часть этого паззла, никогда это еще так отдаленно не напоминало о ее выгоде в виде сложной шутки о поп кульуре".
"Облака Зильс Марии" определенно фильм о славе, актерской игре, вмешательстве медиа. Актерский состав этого фильма очень продуманный, и не только потому, что сценарий Ассайаса воплощается исключительной игрой актеров, работающих на пике своих способностей (Бинош, Стюарт, Хлоя Грейс Моретц), но и потому, что фильм определенно проводит аккуратную грань между чувствительностью персонажей и личностями актеров, играющих их. Если Жюльет Бинош, являясь актрисой мирового уровня, изображает кинозвезду с похожим транснациональным вкладом в кино в образе Марии Эндерс, то Стюарт в роли Валентины - абсолютный контраст Марии, которая по личному примеру больше подошла бы под образ мятежной, неподдающейся и преследуемой таблоидами Джоан Эллис, сыгранной Моретц. В то время как Стюарт без сомнения играет не свой тип, ее публичное представление как о личности больше перекликается с Эллис, чем с Валерией, Ассайас использует эту мета связь, чтобы обогатить фильм психосексуальным напряжением, напоминая версию "Все о Еве", только в 21 веке.
Более того, можно сказать, что "Зильс Мария" стала переломным моментом в карьере Стюарт , а ее точная игра вкупе с имиджем знаменитости у Стюарт стала окном к более широким перспективам, которые сейчас и происходят в ее карьере, включая работу с престижными режиссерами над проектами, которые не является франшизами, такие как новый проект Келли Рейхардт (чье старательное внимание к линии повествования будет перекликаться с дотошным отношением Стюарт к актерской игре) и проект Энга Ли.
Но Стюарт не единственный персонаж "Сумерек", который демонстрирует такую великолепную форму, и, отталкиваясь от логики франшиз, такую противоположную карьеру. Будучи выбранным на роль богатого и не от мира сего плейбоя в "Космополисе" - адаптации книги Дона де Лилло, снятой Кроненбергом- пустой и апокалиптической версии герметически слепленной олигархии, Роберт Паттинсон регулярно вступает в сотрудничество с режиссерами с международным признанием артхауса и инди-кино. И хотя новости о его кастинге в фильм Кроненберга были связаны со слухами о борьбе режиссера с особой славой актера, никакой шумихи выбор его в брутальный фильм "Ровер" Дэвида Мишо не породил. Так же как и его второе сотрудничество с Дэвидом Кроненбергом в "Звездной карте", новом фильме Вернера Херцога "Королева пустыни" и других проектах с Антоном Корбейном, Джеймсом Греем и, возможно, Хармони Корин.
И впридачу ко всему (будто его траектория и так не отзеркаливала уже траекторию Стюарт), Паттинсон должен был сняться вместе с Робертом де Ниро в следующем проекте Ассайаса "Глаз идола", производство которого резко перекрыли прямо накануне начала съемок.
Как бы там ни было, более или менее, но через все эти роли Паттинсон получил репутацию удивительного и долго недооцениваемого актера. Он просто способный актер, и неважно, ищет ли он работу с престижными режиссерами, или режиссеры ищут в нем его особенные способности (или, давайте будем честны, его статус, как средство обеспечения финансирования нестудийных проектов и международных сопродюсерств), Паттинсон смог делать фильмы для зрителей, которые нуждаются вовсе не в многочисленных и ночных показах (вроде франшиз).
Но история престижного кино уже знакома с историями как у Паттинсона. Есть актеры мужчины, включая таких великих актеров, как Джон Траволта, Адам Сэндлер, Мэттью Макконахью, кто построил свои карьеры, работая с серьезными режиссерами, которые смогли увидеть их скрытые таланты. Актрисам реже удается пройти той же тропой. Молли Рингволд, Анна Фаррис, Кейт Хадсон, Эмма Уотсон - им еще предстоит найти свою роль, и при этом они никогда в своей жизни не получали столько яда в свой адрес, сколько выпало на долю Стюарт.
И тот факт, что "Зильс Мария" с игрой в ней Стюарт выходит в США и получает такое признание - хороший удар по всем словам о ней, как о незначительной актрисе. И не потому, что Стюарт нуждается в "таком" успехе, а потому, что потенциально это делает эту преследуемую таблоидами франшизную актрису достойной своих коллег мужчин.
И какие бы барьеры "Сумерки " не создавали, как утверждает О'Хехир, обратная сторона "всегда была окрашена оттенком сексизма и грусти, которые мы в расчет не брали никогда, зациклившись лишь на том, что история стала фантазией подростков, как например франшиза кинокомпании Marvel. Когда для компаний они просто очень жирный кусок хлеба с маслом."
И являясь главной героиней франшизы и актрисой, чей недооцененный стиль спровоцировал смотреть на ее игру как на пустое место, потому что это были "Сумерки", Стюарт пришлось столкнуться куда с большим недопониманием, чем Паттинсону.
И хотя громкая игра Стюарт в "Зильс Марии" просто рутинное признание игнорируемого таланта до этого, все это превращается в обычный, движущий мотор анти голливудского коммерческого цикла, когда старое опять стало новым. Излечивание имиджа Стюарт перед публикой - это не призыв делать все, чтобы раскрыть скрытый талант, это демонстрация талантливых качеств, которые просто не хотели замечать в слепоте.
В глобальном контексте кинопроизводства, где больше всего все-таки актеров среднего уровня, которые в основном снимаются в франшизах или мультисерийных блокбастерах, самоутверждение и самоопределение - редкое качество, особенно у юной актрисы, чья карьера и имидж скрываются за мерцанием франшизы. И поэтому неудивительно, что Стюарт больше нравится работать во Франции. И уж совсем не удивительны противопоставления между культурой франшиз и арт-хаусного кино, которые являются центральной темой фильма, который придает ей такую форму, на которую мы сейчас смотрим открытыми глазами.
перевод - черносливка
поиск - Anisha
1
|