Статья в "Rolling Stone": Почему угасание подростковых фильмов - это утрата для всех

Последняя часть "Дивергента" провалилась — и сопутствующий ущерб будет хуже, чем вы думаете. "Дивергент-3: За стеной" получил "недостаточно звездные" кассовые сборы за прошлый уик-энд, что может означать конец подросткового кино – и это было бы потерей.

Белла Свон и Эдвард Каллен могут жить вечно в предполагаемом блаженстве их бессмертного союза, но жанр, которому они дали толчок, доказал свою неминуемую кончину. Это было всего лишь несколько лет назад, когда единовременное засилие пост-поттеровских подростковых экранизаций, характеризующихся атмосферой антиутопии, поклонением сверхъестественному и полным набором генетически неотличимых британских мальчиков, оказалось лицом к лицу с фильмами про супергероев на вершине пищевой цепи Голливуда. Но временами они меняются так же, как и гормональные колебания их целевой аудитории.

Вчера (и это точно не вызвало удивления ни у кого), сообщалось, что сборы последней части "Дивергента: За стеной" за выходные оказались значительно меньшими, чем у предшествующей части франшизы (стартовав в четверг, за уик-энд фильм заработал $29 млн., что на $23 млн. меньше, чем предыдущий фильм собрал в прошлом году за тот же отрезок времени). Маркетинговая кампания фильма отдавала резким запахом формальности и пренебрежения, как будто рекламная команда студии оказалась в ловушке брака без любви с их фанатами, и ни одна из сторон не может позволить себе подать на развод. Небольшая часть зрителей, что пришли на фильм из чувства долга, надеялась не смутиться вложениями, которые они сделали в это действо во время лихорадочного настроя.

И в то же время это правда, что милый и безобидный "Дивергент" всегда был Джоном Касичем (п.п – американский политик) в жанре подростковых фильмов, этот жанр постепенно увядал в течение многих лет. Фактически вы могли наблюдать крах фильмов для подростков — в этом случае, взрыв купола, осыпающего осколками стекла. В то же время кульминация 2013 года - "Голодные игры: И вспыхнет пламя" - казалось, явила собой тот момент, когда эти фильмы могли вырваться из тисков своей фан-базы и найти признание среди широкой аудитории.

Но этого не произошло. Подростковые фильмы начали вымирать. И даже те из нас, кто был бы счастлив увидеть, как они нас покидают, почувствуют ухудшение ситуации в их отсутствие.

Предзнаменование обрело четкость 29 марта 2013, когда по предварительным отчетам выявилось, что "Гостья" — блестящая экранизация следующей за "Сумерками" книги Стефани Майер - намерена слить кассу в первый уик-энд проката. В результате фильм собрал по всему миру $63 млн. кассовых сборов, или приблизительно на $800 млн. (!) меньше заключительной части Сумеречной Саги. Затем, осенью 2014 года, "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I" собрали кассу на $110 млн. меньше, чем предыдущая часть франшизы; в следующем ноябре "Сойка-пересмешница. Часть II" заработала еще на $100 млн. меньше, это означает, что значительная часть аудитории настолько перегорела, что они даже не были готовы остаться на драматическую, кипящую страстями вторую часть финала.

Как дистрикт 12 - так и народ. Из
25-и самых кассовых подростковых экранизаций только две были выпущены в течение последних 16 месяцев, и ни одна из них не попала в топ-10. "Бегущий в лабиринте 2: Испытания огнём" (2015) может быть лучшим из недавнего нашествия фильмов, основанных на подростковой литературе (несомненно, наилучшая режиссура), но это не уберегло его от падения кассовых сборов на 20% по сравнению с предшественником, или "Пятую волну" в этом январе - от потопления практически на всей территории проката. И это не та ситуация, когда этот внезапный спад происходит исключительно в рамках антиутопии: экранизация душещипательной истории Джона Грина о больных раком "Виноваты звезды" собрала на $217 млн. больше, чем фильм Джона Грина, который вышел годом позже - мистическая драма "Бумажные города" ("перевозбужденные фееподобные девушки мечты" - тоже люди).

Причины, почему эти фильмы умирают, разобрать не особенно трудно. Рассматривая бум по большей части как золотую лихорадку, Голливуд не смог извлечь уроки, которые герои этих фильмов так прозрачно пытались преподать - не смог пойти на риск (как Томас в "Бегущий в лабиринте"), не смог приспособиться (как Трис) и не в состоянии сделать смелый выбор, когда кажется, что все пропало (как Китнисс). Бурный рост числа подростковых фильмов привел к усреднению, мультиплексы наводнили десятки банальных до нелепости фильмов об опасности конформизма. Термин "YA" (п.п. - "подростковый"), когда-то используемый в демографии, вскоре стал сокращением для обозначения поджанра, применяемым в таком же узком смысле как "mumblecore" (п.п. - направление арт-хауса) или фильмы Marvel.

Пока Марвел создавала целую кинематографическую вселенную из сильных и ловких генномодифицированных персонажей, тема подростков и подростков-в-беде в кинематографе исчерпалась. Запас исходного материала просто не мог поддержать жанр, в то время как существует бесчисленное множество комиксов и сотни (если не тысячи) супергероев для экранизации. Исключение составляли лишь "Гарри Поттер" / "Голодные игры", обладая правами на которые, студии могли быть спокойны.

Но мы сегодня не намерены восхвалять подростковые адаптации, впрочем, как и хоронить их. В то время как большинство подобных фильмов были легкозабываемы (а некоторые откровенно токсичны), в целом они представляли собой нечто мощное, и имели несколько явных удач, о которых можно сожалеть, когда жанр умирает.

В первую очередь они открыли дверь для целого ряда сильных женских персонажей. Сколько бы ни говорили, что у "Голодных игр" в конце концов скомкано окончание истории - нет никаких сомнений, что Китнисс стала символом женской силы в мире, ограничивающем права женщин. Она делает сложный и дерзкий моральный выбор вплоть до конца запутанного четвертого фильма, показывая молодых женщин, которые вынуждены сражаться за свои права, но предпочитают жить в мире, где этого делать не надо. Так и Трис, героиня серии "Дивергент", является ... правильно, она тоже женщина. На самом деле, кроме "Бегущего в лабиринте", "Бумажных городов" и адаптации книг, написанных до кинематографического возрождения жанра (таких как "Посвященный" и "Игра Эндера"), все франшизы новой подростковой волны сосредоточены вокруг женщины.

По отдельности эти фильмы предлагали молодым девушкам некоторое количество символических моделей для подражания, с чем стоило бы считаться, но их реальная сила была в количестве. Если все эти фильмы взять в целом, то такая лавина предложений для подростковой аудитории в корне перестроила поколение для понимания, что истории не обязательно должны иметь героев-мужчин. Самое необычное, что эти фильмы с лидирующими женскими персонажами добились изменения точки зрения о том, что нет ничего необычного, если фильм имеет главным героем – женщину.

В результате подростковые фильмы послужили доказательством того, что существует аудитория для фильмов, где ведущую роль играет женщина, а также надежным напоминанием, что руководители студии со своими ручками занимаются дискриминацией гораздо более агрессивно, чем зрители со своими кошельками. Этот факт становится все более вопиющим, как только мы окунемся в летний период показов, в котором из блокбастеров, которые в настоящее время планируются для выхода в кинотеатрах, только три имеют ведущие женские роли: "Охотники за привидениями", "Алиса в Зазеркалье", и – что бы вы думали? – "В поисках Дори" (п.п. – видимо, автор намекает, что это мультфильм).

Это предложение сильных женских ролей сформировало новое поколение сильных актрис, даже если общая атмосфера делает почти невозможным для них сделать скачок от марионетки во франшизе к настоящей звезде кино. (Дженнифер Лоуренс может продвинуть не-франшизный фильм самостоятельно. – Шейлин Вудли, великолепная в малобюджетных инди-фильмах, таких как "Захватывающее время" и "Белая птица в метели", не может)

И если Голливуд не принял во внимание то, что подростковые фильмы говорят об опасностях конформизма, то Звезды названных фильмов извлекли серьезный урок, строя смелую карьеру, которая существует вопреки тому, что их ожидало. Кристен Стюарт, никогда не чувствовавшая себя особо комфортно в центре внимания, задействовала доставшийся ей фандом для серии сложных и амбициозных инди. Дженнифер Лоуренс, которая получила роль в "Голодных Играх", уже имея в активе номинацию на Оскар, с тех пор номинировалась на премию Оскар еще трижды (и выиграла столько же Золотых Глобусов). Олден Эйренрайк, который был хорош в недооцененных (но чересчур сиропных) "Прекрасных созданиях", снялся у братьев Коэнов и "украл" фильм "Аве, Цезарь!" у целого ряда убийственно великолепных кинозвезд.

И Роберт Паттинсон. Вызывающая визг сверхновая звезда в центре подростковой галактики, он, бесспорно, резко свернул в сторону нешаблонного пути; некоторые актеры разрушают свой образ, но Паттинсон взорвал его. После первого сотрудничества с Дэвидом Кроненбергом в "Космополисе", фильме в присущем режиссеру стиле, Паттинсон сыграл умственно отсталого парня в жестком пост-апокалиптическом вестерне ("Ровер"), трахальщика-водителя лимузина ("Звездная карта") и Лоуренса Аравийского ("Королева пустыни"). Каждый из этих фильмов был опорой для актера, продвигая все ближе к величию и все дальше от его первоначальных поклонников; если нам повезет, быть может, он возьмет некоторых из них с собой.

При всех их недостатках, этих фильмов будет не хватать. Они оставляют ранимых, подверженных прихотям представителей поколения, которые могут не пойти в кино вообще, если нет ничего такого, что заставит их действовать таким образом. Если франшиза "Голодные игры" продемонстрировала крах иллюзий, то логично, что она же явилась панегириком жанру. Цитируя заключительные слова "Сойки-пересмешницы. Часть II": "Однажды я всё тебе объясню. Почему они появились и почему никогда не исчезнут. Но я расскажу тебе, как я с этим справляюсь. Я составляю в голове список всех добрых дел, свидетелем которым стала. Это словно игра, которая повторяется снова и снова. После стольких лет она стала немного утомительной, но есть игры гораздо хуже этой".

Источник

Перевод: Camille, nbrp, Lub@va, Солнышко, Ivetta, специально для only-r.com.

Поиск - kolomar

23.11.2024 | 1695 | Гость
Комментарии (9):
9 terica  
0
И чтобы ни писалось и ни говорилось, но вряд ли кто-нибудь прыгнет выше Саги...когда-нибудь.  Не со всем согласна в статье и тоже считаю, что только Кристен можно назвать настоящей звездой из всех молодых актеров, перечисленных в статье....Об этом очень красноречиво говорят ее фильмы.

8 novomoscow2  
1
Спасибо за статью.Из всех актеров и актрис подростковых фильмов ,только Кристен зарекомендовала как звезда и постоянно движется вперед. Если бы у ее фильмов была такая же PR кампания как у Лоуренс,то Оскара Стюарт имела в своей коллекции наград.Что касается Паттинсона,то его роли и фильмы ни о чем.Поэтому Сага навсегда останется его визитной карточкой и никуда он от этого не убежит.Можете закидать меня помидорами,но я посмотрела много фильмов с Родом и не всегда могла досмотреть до конца,а второй раз точно не буду.Фильмы"Облака Зильс-Марии","Лагерь Рентген", "Добро пожаловать к Райли","Все еще Элис" и др. смотрела несколько раз.

7 Бегемотик  
2
Спасибо за статью! Интересные рассуждения. Во многом согласна с автором, т.к. осталась равнодушна к последним частям и "Игр", и "Дивиргента", да и "Волна" не вдохновила!

5 черносливка  
1
автор так однобоко рассуждает. и немного лицемерно. всем известно откуда у Лоуренс Оскары, чтобы ставить ее в пример всем. всем известно, что сборы Голодных Игр что в 2013, что в 2014 не были заслугой откровенно скучного фильма, а движением по инерции после первого и хорошей пиар кампанией. Всем известно как провальна,а не блистательна, как автор говорит, карьера Паттинсона. Имена режиссеров громкие, а фильмы чушь несусветная. как и роли.

6 Barbie  
2
Наташа, и ты рассуждаешь однобоко и категорично в своих последних предложениях. Не все считают карьеру Роба провальной, а фильмы - чушью.

4 Быть_может  
2
Спасибо за интересную, очень объёмную статью! Не во всём согласна с автором, но радует то, что затронута данная тема, при этом приводятся интересные аргументы.

3 Anisha  
3
Из всего перечисленного, кроме Саги, нравится только Марвел, они масштабно подходят для к своей вселенной)

2 Ирга  
2
Спасибо за статью!!
 Не знаю как другим..но Дивиргента третья часть мне понравилась больше предыдущих..

1 kolomar  
4
Спасибо за классный подарок к празднику.Илона  4ac43bca945acc06b3da4ec89da878a3

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]