«The Guardian»: Подробности вышедшего на большие экраны фильма «Персональный покупатель» + интервью с Оливье Ассайасом и Шарлем Жилибером.

Официальные съемки в Праге прошли в декабре 2015 года. 

 

Бодрящим холодным утром декабря в студии на окраине Праги расположился коттедж с прилагающей небольшой лужайкой и обнесённый трельяжной сеткой-заборчиком. Внутри — Кристен Стюарт, работает над сценой сверхъестественного триллера «Персональный покупатель». Наблюдает за этим Оливье Ассайас, сценарист-режиссер, контролирующий действия 26-летнего откровения, исполнительницы роли в фильме «Зильс-Мария». В этой картине она сыграла Вэл, прямолинейную, несентиментальную помощницу неуверенной в себе знаменитости, роль которой досталась Жюльет Бинош. Работа Стюарт под руководством Ассайаса сделала ее первой американской актрисой, которая получила «Сезар», награду, равнозначную во Франции «Оскару». И буквально только что в Праге стало известно, что Нью-Йоркское общество кинокритиков тоже удостоит Стюарт награды. «Теперь у нее есть реальная возможность получить приз в номинации на "Оскар"», — говорит Шарль Жилибер, продюсер «Зильс-Марии» и «Персонального покупателя», когда мы находимся на съемочной площадке. (Она не получила.) 

Мысленно я делаю пометку поздравить Стюарт, когда позже мы сядем побеседовать. К сожалению, появляются плохие новости от продюсера Сильви Барте. Последние несколько дней выдались неожиданно тяжелыми для Стюарт, и ее агент попросила, чтобы Кристен была сосредоточена только на игре. Тем не менее никогда нельзя ни в чем быть уверенным: люди меняют свое мнение, как только подворачивается такая возможность. Буду смотреть по ситуации. Я расположился у монитора и нацепил наушники, чтобы наблюдать за снимаемой сценой. 

Это поворотный момент в карьере Стюарт. После двух лет, прошедших с окончания Сумеречной франшизы, она вернулась со списком фильмов, которые так и кричали о намерении похоронить Беллу навсегда. В картине "Лагерь «X-Ray»" она сыграла охранника в Гуантанамо, в которой присутствовала сцена, где заключенный измазывает ее экскрементами, а это доказывает, что Кристен была готова на все, в том числе замарать руки и даже больше.  Затем «Зильс-Мария» обнажила защитные слои Стюарт. Дальше — фильмы с Вуди Алленом («Светское общество») и Энгом Ли («Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча»). Напряженное время. Рассвет, как вы бы сказали. 

В последней картине Ассайаса, которую он описывает как своего рода сопутствующую часть к «Зильс-Марии», Стюарт играет Морин, личного покупателя знаменитостей. Она и ее брат-близнец, Льюис, оба медиумы (т.е. умеют входить в контакт с призраками), заключили договор: кто бы из них первым ни умер, необходимо сразу установить контакт с другой стороной, ушедшей в мир иной. Когда умирает Льюис, Морин идет в его дом, чтобы дождаться знака. В сцене, отснятой этим утром, она и подруга Льюиса, которую играет Сигрид Буази, обсуждают спиритические сеансы. После четвертого дубля Ассайас выкрикивает: «Очень хорошо». После пятого: «Последний». В каждом из них Стюарт играет со своей фирменной, без излишеств, энергией: угловатые черты лица, плотно сжатые губы и пронзительный взгляд выдают безграничную и таинственную напряженность. Исходящие от нее волны, кажется, никогда не прекратят вибрировать. 

Между дублями Буази, которой так же двадцать шесть, спрашивает свою напарницу по фильму о слове, которое фигурирует в ее сценарии: липкий. «Оно может пониматься в значении "сырный"», — объясняет Стюарт. «Я знаю это слово», — говорит мне позднее Буази, чтобы скоротать время между подготовками площадок для съемок. — Но я люблю спрашивать Кристен, потому что она отвечает мне так же, как говорит молодежь в Англии»

Мастерство — это максимальный успех, в этом убеждает мета-драма Оливье Ассайаса, где Жюльет Бинош — стареющая звезда, Кристен Стюарт — ее персональный ассистент, а Морец — более молоденькая модель, и это почти достаточно блестяще, чтобы убедить нас. 

Буази удаляется, чтобы проверить какую-то мебель, которая понадобится в следующей сцене. Ее персонаж — плотник, и заведующий реквизитом человек приносит три стула для нее и Ассайса, чтобы они выбрали. Для случайного наблюдателя это похоже на необычайно тоскливую версию Златовласки. «Этот выполнен слишком сложно, — решает режиссер, перекатываясь с пятки на носок в темно-синих кедах от «Gola». Он переходит к следующему стулу. — Этот не подходит по форме. — Пауза. — А этот… — Так просто? Почти. — Снимите ткань, — задумчиво произносит он. — 80% готово»

«В Голливуде есть студии, которые приглашают Оливье снимать фильмы, — говорит мне Жилибер за чашкой кофе. — Он может делать все, что захочет. Он снимает европейское кино». Он [Жилибер] проводит параллель между Ассайасом и Стюарт. «Как и Оливье, Кристен бросает себе вызов. Я видел на съемках «Персонального покупателя», как Оливье приходилось приноравливаться из-за того, что она делает со своим персонажем. Он сказал мне: "Она испытывает на прочность разные сцены. Я думаю, что она сделает так, а она делает эдак". С Кристен не может быть чего-то незначительного. Значение имеет все, что она делает». 

Когда команда прерывается на обед, я вклиниваюсь в компанию к Ассайасу, пока он поглощает суп и салат в столовой под навесом. У него лохматые седые волосы и черные, словно следы от шин, брови. Стюарт сидит несколькими скамейками дальше, просматривая записи и весело болтая с друзьями.«Она гений, — говорит 61-летний режиссер. — Она понимает кино на уровне инстинктов, у нее необыкновенная точность знания рамок кадра. Она никогда не бывает скучной — она знает, как сделать любой кадр приковывающим внимание»

Он не планировал делать два идущих друг за другом фильма со Стюарт. Но когда плановая добыча нефти в США в последний момент обвалилась, он принялся за «Персонального покупателя». «Я написал этот фильм очень быстро, и в итоге он получился как продолжение нашей первой совместной работы. "Зильс-Мария" открыла двери для меня. Показала то, чего я не мог коснуться, пока не закончил: смешивая реалистичные и жанровые элементы, имея дело с невидимым». В обоих фильмах Стюарт играет женщину, находящуюся вблизи богатства и известности. «"Личный покупатель" может показаться более отчужденным, — объясняет он. — Вы занимаетесь чем-то поверхностным, но даже не для самих себя. Морин выполняет работу, которая ей не нравится, и этот фильм о ней и о том, как она пытается прийти к согласию с собственным самовосприятием. Она мрачнее, чем Вэл. И фильм мрачнее. «Зильс-Марию» можно рассматривать как комедию. Эту картину — нет»

Стюарт вышла за пределы навеса, шерстяная шапка надвинута на уши, во рту сигарета. Когда наконец пришло ее время вернуться назад, кто-то рявкает в рацию: «Кристен, на площадку». Я прогуливаюсь с Ассайасом до коттеджа. Он говорит, что в этот раз его работа со Стюарт отличается от первой. «В тот раз все воспринималось через участие Жюльет. Я не выталкивал Кристен за пределы ее возможностей. Все это делалось, чтобы поместить ее в иную сферу, где она смогла испробовать то, чего не делала раньше. Теперь мы выводим Кристен дальше, насколько это возможно». 

Во второй половине дня пройдут съемки серии кадров о прошлом с участием Морин и Льюиса, которого играет норвежский актер Андерс Даниелсен Лье. От агента Стюарт не было никаких новостей, так что я решил позвонить Питеру Сэттлеру, сценаристу и режиссеру «Лагеря "X-Ray"», чтобы получить хоть какое-то представление о том, почему она настолько неуловима. «Кристен любит проживать каждый момент на площадке и сохранять то невероятное чувство играемой сцены, — объясняет он. — Она реагирует на то, что происходит во время съемки, поэтому при ее игре никогда не возникает ощущения, словно она читает с листа. Я, бывало, останавливал сцену, когда она того не ожидала, чтобы вывести ее из равновесия. Или целенаправленно критиковал, подливая масла в огонь, чтобы разозлить ее. Она говорила что-то вроде: "Ты нарываешься?". Она не стеснялась в выражениях с самого начала и до конца. Я говорил ей: "Мы делаем очень маленький, крошечный фильмы, а ты — одна из самых больших звезд планеты. Ты будешь дивой?". Она отвечала: "Нет, я буду со всеми. Вместе". И она была. Во время съемок ко мне подходили люди и спрашивали: "Где Кристен?". А она была там, в костюме, вместе с командой. И это лицо "Шанель", черт возьми!» 

Съемки переместились внутрь коттеджа, и там мне негде встать, не перегородив путь любому, кто попытается пройти мимо. Я могу провести еще час или два, глядя в монитор. Или я могу наблюдать затылок Стюарт через трещину в заборе. Темнеет. Я тащусь через грязь к домику, где расположился технический отдел. Я толкаю дверь и спрашиваю Барте, могу ли взять сейчас машину до аэропорта. 

Она выглядит немного удивленной, но быстро уходит проверить, есть ли свободный шофер, который сможет отвезти меня. Сажусь за стол одного из ее коллег. Я вижу записку, прикрепленную к конверту формата А3. Она гласит: «Дорогая Кристен, я хотел бы любезно попросить Вас, если не трудно, подписать эти фотографии». 

Я вдруг чувствую себя очень подавленным. Это небольшое, престижное европейское художественное произведение, снимаемое пользующимся необычайным уважением кинорежиссером и утвержденное на участие в конкурсе в Каннах. Оно не могло быть еще дальше от «Сумерек». И тем не менее каждый все еще желает урвать кусок от Кристен Стюарт. Включая и меня самого, наряду с этим безымянным человеком, желающим ее автограф. 

Все же было бы неправильно сказать, что моя поездка прошла впустую. Когда водитель высадил меня ночью у аэропорта, вручил мне подарочную сумку «Персонального покупателя», в которой лежала половинчатая бутылка белого вина. Я не смог найти штопор в своем гостиничном номере, поэтому попытался открыть ее с помощью карандаша. Как итог, я сломал карандаш и раскрошил часть пробки в щепки. Так что я позвонил на ресепшен, чтобы попросить штопор. После того как парень из обслуживания номеров открыл бутылку, я дал ему на чай двести чешских крон, которые, к слову, составляют чуть более пяти фунтов, потому что у меня не было других денег. 

Таким образом, по существу, я уничтожил карандаш и приобрел небольшую бутылку вина. Впрочем, когда дело дошло до Кристен Стюарт, я так и не стал кем-то большим, чем просто магазинным зевакой. 


Перевод выполнен Madlen специально для сайта www.twilightrussia.ru и группыhttp://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.

05.12.2016 | 153 | НОВОСТИ О КРИСТЕН | Гость
Комментарии (5):
0
5  
спасибо)

0
4  
Спасибо! t4813 .«Она гений, — говорит 61-летний режиссер. — Она понимает кино на уровне инстинктов, у нее необыкновенная точность знания рамок кадра. Она никогда не бывает скучной — она знает, как сделать любой кадр приковывающим внимание»
"Она испытывает на прочность разные сцены. Я думаю, что она сделает так, а она делает эдак". С Кристен не может быть чего-то незначительного. Значение имеет все, что она делает». 
Замечательные слова,такая высокая оценка ее мастерства. good

2
3  
Очень понравилась статья... с большим позитивом и уважением написана.

1
2  
Интересная статья.Но Кристен сама никогда не отказывалась от Сумерек.Зачем все время пытаться вырвать из её фильмографии и жизни этот  момент?Были фильмы и до Саги и после неё.

2
1  
какая трогательная статья

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]